По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 22.12.2014 по делу N 3-99/2014 <О признании пункта 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 N 203 , предприятий, согласно записям в трудовой книжке">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу № 3-99/2014

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Дороднова,
с участием прокурора - Гаврилова Д.А.
при секретаре судебного заседания - К.В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению В.Н.А. об оспаривании нормативного правового акта в части, принятых Губернатором и Правительством Нижегородской области,

УСТАНОВИЛА:


В.Н.А. обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и действующим со дня вступления в законную силу первый абзац пункта 1.2.4 Постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд" также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий согласно записям в трудовой книжке", внесенный Правительством Нижегородской области постановлением от 28 апреля 2014 года № 282 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".

Затем в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила требования и просила признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
В обоснование заявленных требований указала, что Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 № 282 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21 июня 2006 года № 203", пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" изложен в следующей редакции: при присвоении звания "Ветеран труда":
- учитываются ведомственные знаки отличия в труде за продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято органами государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти СССР, РСФСР, федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке:
- не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях".
Заявительница считает, что принятый п. 4.1 постановления Правительства Нижегородской области в новой редакции в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", нарушает ее права на присвоение звания "Ветеран труда", также сужает круг лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области по категории награжденных ведомственными знаками отличия в труде, что является превышением компетенции субъекта Российской Федерации, и нарушением статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
Также указала, что оспариваемое положение допускает снижение ранее достигнутого уровня социальной защищенности лиц, имеющих ведомственные знаки отличия в труде, но не только за продолжительный добросовестный труд, который сам является отдельным условием для присвоения статуса "Ветерана труда", а также в отношении лиц, которые не состояли в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке, но награжденные их ведомственными знаками.
Присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде лишь за продолжительный добросовестный труд и только штатным работникам, сужает круг лиц, отнесенных федеральным законодателем к категории ветеранов труда и, как следствие, нарушает право граждан на присвоение звания "Ветеран труда".
Предусмотренный субъектом Российской Федерации критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде, исходя из смысла Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" не имеет определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда".
В силу прямого указания ст. 7 ФЗ "О ветеранах" к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относят всех лиц, решение о награждении за отличие в труде которых принималось в соответствии с нормами (действующего) законодательства органами, наделенными соответствующими полномочиями в установленном порядке, при этом продолжительность труда подтверждается трудовым стажем, а отличие в труде - знаками отличия в труде.
Полномочий, направленных на дифференциацию как круга лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так и самих ведомственных знаков отличия в труде в связи с присвоением им звания "Ветеран труда", субъекту Российской Федерации не предоставлено. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации определяются лишь порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", а не критерии, обусловившие награждение ведомственными знаками отличия в труде.
По мнению заявительницы, Правительство Нижегородской области реализуя полномочия по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", одновременно установило такое требование для присвоения звания "Ветеран труда", согласно которому не все граждане, имеющие ведомственные знаки отличия в труде и имеющие необходимый стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, могут претендовать на звание "Ветеран труда", а лишь те, кто награжден ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с положениями об указанных знаках, награжденным ведомственными знаками отличия в труде лишь за продолжительный добросовестный труд и только штатным работникам.
Поскольку такая дифференциация лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, приводит к исключению из круга лиц на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" тех обладателей ведомственных знаков отличия в труде, решение о присвоении в отношении которых принималось в случаях, когда эти лица награждались не за продолжительный добросовестный труд и не только штатные работники, то региональным законодателем установлены иные, дополнительные критерии (основания) для присвоения звания "Ветеран труда", чем это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", сужающих круг лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Реализуемое органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочие по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" не тождественно полномочию по установлению критериев, предъявляемых к статусу ветерана труда, что фактически было сделано органами государственной власти Нижегородской области.
Кроме того нарушается ее право на присвоение звания "Ветеран труда" и по тем основаниям, что она принимала участие в проведении переписи населения 2010 года по договору подряда, награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", однако поскольку она не состояла в штате Росстата на постоянной основе ей было отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, т.е. входит в систему федеральных органов исполнительной власти.
Приказом федеральной службы государственной статистики "Об утверждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержден указанный знак, а также утверждено Положение о данной медали, где в соответствии с п. 1 Положения медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.
При этом согласно п. 2 Положения медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Согласно Положению в Приложении № 7 право представления к медали предоставляется руководителями территориальных органов Федеральной службы государственной статистики - по работникам территориальных органов государственной статистики, работникам внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лицам, привлекавшимся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.
Таким образом, в соответствии с Положением гражданину необязательно состоять в штате органов Федеральной службы государственной статистики для награждения указанным ведомственным знаком, достаточно быть привлеченным к переписи населения и отличившимся при этом.
В данном случае также имеется противоречие со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Представитель Правительства Нижегородской области - по доверенности - Г.Т.А. заявление В.Н.А. не признала заявив, что согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суд выясняет порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
оспариваемый акт принят Правительством Нижегородской области в пределах полномочий, с соблюдением процедуры и порядка принятия, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российское Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь активную деятельность, почет и уважение в обществе предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах".
В статье 1 указанного Федерального закона определены категории ветеранов, в том числе категория ветеран труда, которые устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестной труда.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При этом Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со статьей 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки относятся, в том числе лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Пунктом 21 статьи 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 № 133-З установлено, что в Нижегородской области порядок и условия присвоения звания Ветеран труда" определяются Правительством Нижегородской области.
Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области определены постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203. Постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании "Нижегородские новости", № 08.07.2006 № 123(3535) ("Правовая среда", № 56(729)).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Нижегородской области в пределах своей компетенции и предоставленными полномочиями, в форме нормативного правового акта и введено в действие согласно законодательству.
В силу статьи 7 Федерального закона при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются только ведомственные знаки отличия в труде, а не любые ведомственные знаки.
Аналогичное требование к ведомственным наградам, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", изложено в пункте 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203, согласно которому звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины соответственно) или за выслугу лет в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно установленному федеральным законодательством требованию к ведомственным наградам, учитываемым при присвоении звания "Ветеран труда", учитываются ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми за продолжительный и добросовестный труд отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего Союза ССР или Российской Федерации, в системе которых протекала работа награжденного лица согласно записям в его трудовой книжке.
Так, согласно п. п. 1, 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики. Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Однако, данное награждение осуществлялось за разовое мероприятие.
В соответствии с Приказом Росстата от 08.10.2010 № 345 награждение производилось в целях поощрения и морального стимулирования работников не только системы Федеральной службы государственной статистики, работников внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, но и лиц, привлекавшихся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работников организации, независимо от форм собственности принимавших активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, и не свидетельствует о награждении истца за продолжительный и добросовестный труд в указанной службе.
Ведомственные знаки отличия Федеральной службы государственной статистики за добросовестное и успешное исполнение своих должностных обязанностей и за многолетнюю и безупречную работу являются: нагрудный знак "Отличник статистики"; Почетная грамота Федеральной службы государственной статистики; Благодарственное письмо Федеральной службы государственной статистики.
Согласно положениям статей 1, 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде, а также, учитывая, что данные о ведомственных наградах отражаются в трудовых книжках, наличие трудовых отношений между гражданином и ведомством.
Исходя из изложенного, при присвоении звания "Ветеран труда" не могут учитываться награды за победу в конкурсе, организацию и проведение каких-либо разовых мероприятий, за выполнение временной работы и т.п.
Общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд регулируются положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Реализация данного права осуществляется путем заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Таким образом, труд, в том числе продолжительный и добросовестный подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.).
Также по мнению Правительства Нижегородской области, положение оспариваемого абзаца первого пункта 4.1 Положения и статьи 7 Федеральной закона "О ветеранах" предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения гражданина к категории "Ветеран труда". При этом оспариваемая норма не определяет круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда и не сужает круг названных лиц, по сравнению с установленным федеральным законом, а устанавливает порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Раскрывая содержание принципа равенства, закрепленного в приведенной норме, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что данный принцип не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования правоотношений устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Следовательно, установление в Положении таких условий для присвоения звания "Ветеран труда", как "продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке" по мнению Правительства Нижегородской области, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав гражданина.
Прокурор Гаврилов Д.А. в своем заключении по делу заявил, что заявление В.Н.А. подлежит удовлетворению, поскольку действительно п. 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" противоречит федеральному законодательству, а потому должен быть признан недействующим.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства Нижегородской области - по доверенности Г.Т.А., заключение прокурора Гаврилова Д.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
21.06.2006 года Правительство Нижегородской области приняло постановление № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 282 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203" в вышеуказанное постановление Правительства Нижегородской области внесены изменения.
Пункт 4.1 изложен в следующей редакции: при присвоении звания "Ветеран труда":
- учитываются ведомственные знаки отличия в труде за продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято органами государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти СССР, РСФСР, федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке:
- не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях".
Постановление Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в установленном порядке опубликовано в официальном печатном издании "Нижегородские новости", 08.07.2006 № 123(3535) ("Правовая среда", № 56(729)), а также на сайте Правительства Нижегородской области.
Заявительница указывает, что принятый п. 4.1 постановления Правительства Нижегородской области в новой редакции в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", нарушает ее права на присвоение звания "Ветеран труда", также сужает круг лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области по категории награжденных ведомственными знаками отличия в труде, что является превышением компетенции субъекта Российской Федерации, и нарушением статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".
Судебная коллегия считает, что заявление В.Н.А. является законным и обоснованным, и подлежащим удовлетворению по следующими основаниям.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
В силу ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции ФЗ от 29.06.2004 № 58-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 № 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 № 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 года.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, закрепляет для Российской Федерации в целом, круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7).
Пункт 4 статьи 7 данного Федерального закона предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда".
В силу п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
При этом в силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1).
Следовательно, по смыслу приведенных конституционных положений, в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации.
Из анализа п. 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в редакции от 28.04.2014 г. № 282 следует, что при присвоении звания "Ветеран труда":
- учитываются ведомственные знаки отличия в труде за продолжительный добросовестный труд, решение о награждении которыми принято органами государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральными органами государственной власти Российской Федерации в отношении конкретного работника (служащего), работавшего (служившего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему органу государственной власти СССР, РСФСР, федеральному органу, и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке:
- не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях".
Указание в нем "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке" нельзя считать законным и обоснованным.
Такой вывод не соответствует смыслу и содержанию ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", в силу прямого указания которой ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральный законодатель к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относит всех лиц, решение о награждении за отличие в труде которых принималось в соответствии с нормами (действующего) законодательства органами, наделенными соответствующими полномочиями в установленном порядке, при этом продолжительность труда подтверждается трудовым стажем, а отличие в труде - знаками отличия в труде.
Из Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что каких-либо полномочий, направленных на дифференциацию как круга лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, так и самих ведомственных знаков отличия в труде в связи с присвоением им звания "Ветеран труда", субъекту Российской Федерации не предоставлено. Законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации определяются порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", а не критерии, обусловившие награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Между тем из анализа оспариваемых В.Н.А. положений усматривается, что региональный законодатель, в лице Правительства Нижегородской области, реализуя полномочия по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда", одновременно установил такое требования ("за продолжительный добросовестный труд", и "состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке") для присвоения звания "Ветеран труда", согласно которому не все граждане, имеющие ведомственные знаки отличия в труде и имеющие необходимый стаж для назначения пенсии по старости или выслуге лет, могут претендовать на звание "Ветеран труда", а лишь те, кто награжден ведомственными знаками отличия в труде в соответствии с положениями об указанных знаках при условии продолжительного добросовестного труда и состоявших в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке.
Поскольку такая дифференциация лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, приводит к исключению из круга лиц на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" тех обладателей ведомственных знаков отличия в труде, решение о присвоении в отношении которых принималось в случаях, когда эти лица награждались не за продолжительный добросовестный труд и не только штатные работники, то региональным законодателем, в лице Правительства Нижегородской области фактически установлены иные, дополнительные критерии (основания) для присвоения звания "Ветеран труда", чем это предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", сужающих круг лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
Реализуемое органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочие по определение порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" не тождественно полномочию по установлению критериев, предъявляемых к статусу ветерана труда, что фактически было сделано Правительством Нижегородской области при принятии оспариваемых В.Н.А. положений в постановлении Правительства Нижегородской области.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной при разъяснении смысла пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (Определение КС РФ от 1 апреля 2008 года № 479-О-П по жалобе граждан В.В.М. и Э.Н.М. на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О ветеранах" и Закона Калининградской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Калининградской области"), полномочие субъекта Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" предполагает установление организационно-процедурного механизма приобретения и присвоения звания "Ветеран труда": определение конкретного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за решение вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", форм подтверждения оснований приобретения статуса ветерана труда, сроков рассмотрения вопроса о присвоении звания конкретным лицам и т.д.
Тот факт, что меры социальной поддержки ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, сам по себе не может свидетельствовать о соответствии федеральному законодательству оспариваемого заявителем положения, поскольку не дает права субъектам Российской Федерации отменять либо иным образом изменять, объективные критерии, с которыми федеральный законодатель связывает присвоение звания "Ветеран труда".
Изложенное дает убедительную основу для вывода о противоречии федеральному законодательству пункта 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", и признания его не действующим в этой части слов.
Иное означало бы не только превышение субъектом Российской Федерации полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", но и снижение уровня правовых гарантий граждан, предусмотренного пунктом 1 названной федеральной нормы, если иметь в виду сужение круга лиц, претендующих на звание "Ветеран труда".
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым удовлетворить заявление В.Н.А. и признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организации, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые В.Н.А. положения Правительства Нижегородской области применялись и на основании этих положений были реализованы права граждан, судебная коллегия считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
Что же касается утверждений представителя Правительства Нижегородской области как в письменных возражениях, так и в пояснении в судебном заседании судебной коллегии о том, что согласно положений статей 1, 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде, а также, учитывая, что данные о ведомственных наградах отражаются в трудовых книжках, наличие трудовых отношений между гражданином и ведомством, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку как установлено выше по данному конкретному делу такой вывод не соответствует смыслу и содержанию статьи 7 названного Федерального закона.
Кроме того статья 1 Федерального закона от 12.01.1995 года "О ветеранах" регулирует вопрос "категории ветеранов", тогда как ст. 7 этого же закона - "кто является ветераном труда".
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия

РЕШИЛА:

Заявление В.Н.А. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 4.1 постановления Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области" в части слов "за продолжительный добросовестный труд", а также "и состоявшего в штате указанных организаций (учреждений), предприятий, согласно записям в трудовой книжке", в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 года № 203 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Нижегородской области".
О принятом решении сообщить в газете "Нижегородские новости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
Г.И.ДОРОДНОВ


------------------------------------------------------------------