По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского УФАС России от 27.11.2014 по делу N 1130-ФАС52-07/14 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в рассылке рекламных СМС-сообщений при отсутствии согласия абонента на их получение>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу № 1130-ФАС52-07/14

Резолютивная часть решения объявлена 27 ноября 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

С.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Ш.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
Г.
-
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 1130-ФАС52-07/14, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АС" (адрес: <...>, г. Москва, <...>; юридический адрес: <...>, г. Москва, <...>), при участии ООО "Фл" (юр. адрес: <...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>, фактический адрес: <...>, г. Н.Новгород, ул. <...>), привлеченного к рассмотрению в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по обращению К.О.И. (<...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>) по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Фл" по доверенности от 25.11.2014 г. - К.Т.С.

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 14.07.2014 г. поступило обращение потребителя рекламы К.О.И. по поводу получения рекламы в виде СМС-сообщения без его согласия, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
К.О.Е. является абонентом ОАО "Мн", имеет телефонный номер "8-<...>". По утверждению К.О.И., он не давал согласие на получение рекламы в виде СМС-сообщений.
Согласно представленным заявителем скриншотам сообщений, на номер его сотового телефона поступили рекламные СМС-сообщения следующего содержания:
04.06.2014 г. в 12:34 "ЕК Обследование мужского здоровья 2950 р. УЗИ в подарок <...>";
06.06.2014 г. в 11:35 "ЕК Виниры от 4000 р., безопасное отбеливание зубов 8000 р. <...>".
Сообщения отправлены с телефонного номера "+7<...>", относящегося к номерной емкости ЗАО "В GSM".
Распространение рекламных сообщений таким способом содержит признаки нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
С целью выявления рекламораспространителей рассматриваемых рекламных СМС-сообщений, Нижегородское УФАС России 17.07.2014 г. направило запрос (исх. № <...>) в адрес ЗАО "В GSM".
В своем ответе ЗАО "В GSM" (исх. № <...> от 31.07.2014 г.) сообщило, что согласно договору от 01.12.2012 г. № <...> федеральный номер "+7<...>" предоставлен ООО "АС".
В связи с этим 09.09.2014 г. Нижегородское УФАС России возбудило дело № 1130-ФАС52-07/14 по признакам нарушения части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
В письменных пояснениях ООО "АС" сообщило (вх. № <...> от 07.10.14 г.), что на основании договора № <...> от 01.07.2011 г. федеральный номер +7-<...> присвоен контрагенту ИП К.С.М.
Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 1130-ФАС52-07/14 от 07.10.2014 г. Комиссия Нижегородского УФАС России привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ИП К.С.М. (ИНН: <...>; адрес: ул. <...>, г. Ставрополь, <...>).
В объяснениях по делу ИП К.С.М. сообщил (вх. № <...> от 30.10.2014), что является организатором сервиса GSM-INFORM, представляющего собой набор технических решений, позволяющих создавать, хранить и обрабатывать базу с целью информирования абонентов. Оказание услуг сводится к предоставлению заказчикам в сети "Интернет" специальной страницы доступа (виртуальный кабинет), позволяющий в любое удобное время для заказчиков производить рассылки СМС-сообщений на мобильные телефоны своих клиентов.
В соответствии с договором № <...> от 01.04.2014 г. ИП К.С.М. поручил и предоставил ИП С.С.Н. право оказывать услуги по информированию подписчиков, абонентов Заказчика. В свою очередь ИП С.С.Н. заключил договор № <...> от 02.12.2013 г. с ООО "Фл" (юр. адрес: <...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>, фактический адрес: <...>, г. Н.Новгород, ул. <...>), согласно которому ИП С.С.Н. предоставил ООО "Фл" специальную страницу доступа в сервисе GSM-INFORM - "Виртуальный кабинет", позволяющую в любое удобное время производить рассылки СМС-сообщений через сеть Интернет на мобильные телефоны своих клиентов или по клиентской базе ИП С.С.Н.
Таким образом, установлено, что рекламораспространителем рекламных СМС-сообщений является ООО "Фл".
В связи с этим, Определением об отложении рассмотрения дела № 1130-ФАС52-07/14 от 10.11.2014 г. Комиссия Нижегородского УФАС России привлекла к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО "Фл" (юр. адрес: <...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>).
Рассмотрение дела по существу состоялось 27 ноября 2014 года в присутствии представителя ООО "Фл".
Изучив материалы дела, представленные документы, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
Потребитель рекламы К.О.И. является абонентом ОАО "Мн" и имеет телефонный номер "8-<...>". По утверждению К.О.И., он не давал согласие на получение рекламы в виде СМС-сообщений.
Согласно представленным заявителем скриншотам экрана, на номер сотового телефона потребителя рекламы К.О.И. "8-<...>" от отправителя "7<...>" поступили СМС-сообщения следующего содержания:
04.06.2014 г. в 12:34 и "ЕК Обследование мужского здоровья 2950 р. УЗИ в подарок <...>" и
06.06.2014 г. в 11:35 "ЕК Виниры от 4000 р., безопасное отбеливание зубов 8000 р. <...>".
Данные сообщения являются рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Указанные сообщения являются рекламой, так как адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования - медицинской организации, товаром, в данном случае, являются рекламируемые услуги, оказываемые, данной организацией.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что у отправителя отсутствует согласие абонента на получение рекламных СМС-сообщений, что в ходе заседания Комиссии подтвердил представитель ООО "Фл".
В связи с тем, что распространение рекламных сообщений осуществлялось без предварительного согласия адресата, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что распространенная реклама противоречит требованиям части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 ФЗ "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Комиссия Нижегородского УФАС России установила, что рекламораспространителем рекламного сообщения является ООО "Фл".
Таким образом, распространенные ООО "Фл" на номер сотового телефона потребителя рекламы К.О.И. "8-<...>" от отправителя "7<...>" СМС-сообщения следующего содержания:
04.06.2014 г. в 12:34 "ЕК Обследование мужского здоровья 2950 р. УЗИ в подарок <...>";
06.06.2014 г. в 11:35 и "ЕК Виниры от 4000 р., безопасное отбеливание зубов 8000 р. <...>" без предварительного согласия получателя К.О.И., противоречат требованиям части 1 статьи 18 ФЗ "О рекламе".
В связи с отсутствием сведений о том, что на момент вынесения решения ООО "Фл" прекратило рассылку рекламных сообщений потребителю рекламы К.О.И., Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Фл" предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую ООО "Фл" 04.06.2014 г. в 12:34 "ЕК Обследование мужского здоровья 2950 р. УЗИ в подарок <...>" и 06.06.2014 г. в 11:35 "ЕК Виниры от 4000 р., безопасное отбеливание зубов 8000 р. <...>" на номер сотового телефона потребителя рекламы К.О.И. "8-<...>" в виде СМС-сообщений, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Фл" предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С

Члены Комиссии
Ш.
Г.





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 27 ноября 2014 г. по делу № 1130-ФАС52-07/14

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

С.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Ш.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Г.
-
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;

на основании своего Решения от 27.11.2014 г. по делу № 1130-ФАС52-07/14 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной Обществом с ограниченной ответственностью "Фл" (юр. адрес: <...>, г. Нижний Новгород, ул. <...>, фактический адрес: <...>, г. Н.Новгород, ул. <...>), поскольку она противоречит требованиям части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО "Фл" в срок до 15.12.2014 г. прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", а именно: прекратить рассылку рекламы в виде СМС-сообщения в адрес потребителя рекламы К.О.И. на телефонный номер 8-<...> без предварительного согласия абонента.
2. ООО "Фл" представить в Нижегородское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 16 декабря 2014 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Нижегородское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии
С.

Члены Комиссии
Ш.
Г.


------------------------------------------------------------------