По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации г. Арзамаса Нижегородской области от 17.11.2014 N 1995 "Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АРЗАМАСА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2014 г. № 1995

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА АРЗАМАСА

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", в целях создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их полноценного участия в жизни общества:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса.
2. Департаменту по информационному обеспечению и связям с общественностью администрации города Арзамаса (Кабанов В.Г.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальных средствах массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Мумладзе Н.В.

Глава администрации города Арзамаса
Н.А.ЖИВОВ





Утверждено
постановлением администрации
города Арзамаса
от 17.11.2014 № 1995

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОРОДА АРЗАМАСА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об организации инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса (далее - Положение) определяет основы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) (далее - дети с ОВЗ) в образовательных организациях города Арзамаса.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
1.3. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в образовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
1.4. Настоящее Положение регулирует отношения в сфере образования, возникающие в связи с реализацией права на получение инклюзивного образования и созданием необходимых условий для получения качественного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

1.4. Внедрение инклюзивного образования в образовательных организациях города Арзамаса осуществляется с опорой на имеющийся опыт и научно-методическую базу обучения и воспитания детей с ОВЗ.
1.5. Инклюзивное образование детей с ОВЗ в образовательных организациях города Арзамаса может реализовываться через следующие модели:
- полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают образовательные организации наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;
- частичная инклюзия - дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением образовательной организации и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и учебные дисциплины по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование - по согласованию с родителями (законными представителями);
- внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в образовательной организации по согласованию с родителями (законными представителями).

II. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Цель инклюзивного образования - обеспечение равного доступа к образованию детей с ОВЗ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.
2.2. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
- создание условий для освоения обучающимися с ОВЗ образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, реализуемых образовательной организацией;
- координация взаимодействия специалистов разного профиля и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
- создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с ОВЗ с учетом их психофизических особенностей;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Инклюзивное образование детей с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии либо рекомендаций, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
3.2. Образовательные организации:
3.2.1. Выявляют особые образовательные потребности и индивидуальные возможности детей с ОВЗ.
3.2.2. Создают необходимые условия для получения образования и воспитания детьми с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии или рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации инвалида.
3.2.3. Реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития.
3.2.4. Обеспечивают:
- выполнение мероприятий по созданию равного доступа детям с ОВЗ к обучению и воспитанию (оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, компьютерным оборудованием и др.);
- укомплектованность специалистами, имеющими уровень квалификации, достаточный для осуществления обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения этой категории детей;
- систематическое комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
3.2.5. Оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) по запросам.
3.2.6. Организуют и проводят мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
3.2.7. Выявляют потребность дополнительного профессионального образования педагогических работников и формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам инклюзивного образования и направляют ее в департамент образования администрации города Арзамаса.
3.2.8. Организуют при необходимости работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
3.2.9. Разрабатывают локальные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного образования, индивидуальные учебные планы на каждого ребенка с ОВЗ.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

4.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
4.2. Дети с ОВЗ имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
4.3. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями основных общеобразовательных программ с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений учащихся.

4.2. Специфика образовательного процесса состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ.
4.3. Режим работы образовательной организации при организации инклюзивного образования по пятидневной или шестидневной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно.

4.5. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляется по учебникам, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебным пособиям, допущенным к использованию при реализации указанных образовательных программ.
4.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация детей с ОВЗ проводится в соответствии с локальными актами образовательной организации.
4.7. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с действующим законодательством.
4.8. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании.
4.9. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

5.1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом (далее - ПМПк).
5.2. Специалисты ПМПк:
- осуществляют психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- проводят предварительную работу со всеми участниками образовательных отношений, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в данной организации;
- отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями, указанными в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- осуществляют анализ выполнения рекомендаций всеми участниками образовательных отношений.
5.3. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся, формирования навыков образовательной деятельности, освоения адаптированных основных образовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в документации ПМП(к).

VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

6.1. Для работы с детьми с ОВЗ привлекаются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.
Педагоги должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения.
6.2. В штатное расписание образовательной организации вводятся ставки учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога (с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ).
6.3. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание образовательной организации ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи.

VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

7.1. Финансирование образовательной организации, осуществляющей инклюзивное образование детей с ОВЗ, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.2. Размер доплат и надбавок педагогам, осуществляющим коррекционную работу, устанавливается образовательной организацией самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда работников образовательной организации.


------------------------------------------------------------------