По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Балахнинского района Нижегородской области от 17.10.2014 N 307 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района Нижегородской области на 2015 - 2020 годы"



АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАХНИНСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. № 307

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БАЛАХНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Балахнинского района
Нижегородской области от 10.06.2015 № 124)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", Законом Нижегородской области от 11 мая 2010 года № 70-З "О торговой деятельности в Нижегородской области", в целях оптимизации системы поддержки и обеспечения условий развития малого и среднего предпринимательства, Администрация района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района Нижегородской области на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа).
------------------------------------------------------------------
Пункт 2 вступил в силу с 17 октября 2014 года (пункт 5 данного документа).
------------------------------------------------------------------
2. Финансовому управлению ежегодно при формировании районного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы с учетом возможности доходной части районного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Отделу организационно-протокольной работы Администрации Балахнинского муниципального района обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации.
4. Признать утратившим силу постановление Администрации Балахнинского муниципального района от 28.10.2010 № 176 "Об утверждении районной программы развития малого и среднего предпринимательства в Балахнинском муниципальном районе на 2011 - 2015 годы".
5. Настоящее постановление, за исключением пункта 2, вступает в силу с 1 января 2015 года. Пункт 2 настоящего постановления вступает в силу со дня подписания.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Врио Главы Администрации
П.В.КОЖЕНКОВ





Утверждена
постановлением Администрации
Балахнинского муниципального района
Нижегородской области
от 17.10.2014 № 307

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БАЛАХНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Балахнинского района
Нижегородской области от 10.06.2015 № 124)

1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Паспорт муниципальной программы "Развитие
предпринимательства Балахнинского муниципального района
Нижегородской области на 2015 - 2020 годы"

Муниципальный заказчик - координатор программы
Управление экономики и прогнозирования администрации Балахнинского муниципального района (УЭиП)
Соисполнители программы
Муниципальный исследовательский фонд "Балахнинский Дом малого бизнеса" (МИФ БДМБ)
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Балахнинского муниципального района (КУМИ)
Администрации муниципальных образований Балахнинского муниципального района (Администрации МО БМР)
Подпрограммы программы
- "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
- "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе"
Цели программы
Создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Балахнинского муниципального района, включая торговлю, повышение его роли в социально-экономическом развитии Балахнинского муниципального района, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачи программы
- Оптимизация системы муниципальной поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения
- Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах посредством развития различных форм торговли и повышения конкурентоспособности организаций торговли
Этапы и сроки реализации программы
2015 - 2020 годы
Программа реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств районного бюджета в разбивке по подпрограммам
Объем финансирования по годам (тыс. рублей)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за период реализации программы
Муниципальная программа "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
6635,6
Подпрограмма "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
6635,6
Подпрограмма "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе"
-
-
-
-
-
-
-
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
№ п/п
Наименование индикатора/ непосредственного результата
Ед. изм.
2020 год
Муниципальная программа "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
индикаторы
1.
Оборот малых предприятий
млрд руб.
12,3
2.
Оборот розничной торговли
млрд руб.
10,2
Подпрограмма "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
индикаторы
1.
Количество малых предприятий
ед.
440
2.
Оборот малых предприятий
млрд руб.
12,3
3.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях
руб.
25238,0
4.
Среднесписочная численность работников малых предприятий
тыс. чел.
3,8
5.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ (оказано услуг) собственными силами малыми предприятиями
млрд руб.
2,42
6.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий
млн руб.
118,9
непосредственные результаты
1.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), получивших поддержку в виде грантов
ед.
10
2.
Количество субъектов малого предпринимательства, получивших субсидию на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков
ед.
3
3.
Количество организаций инфраструктуры
ед.
2
4.
Количество услуг, оказанных субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки
ед.
1750
5.
Количество выданных микрозаймов
ед.
20
6.
Количество проведенных мероприятий по выводу заработной платы из тени
ед.
10
Подпрограмма "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе"
индикаторы
1.
Оборот розничной торговли
млрд руб.
10,2
2.
Индекс физического объема оборота розничной торговли
раз
не менее 1,6 (2020 год к 2013 году)
3.
Среднемесячная заработная плата одного работающего в оптовой и розничной торговле
руб.
21500,0
непосредственные результаты
1.
Проведение выставок-ярмарок по реализации продукции нижегородских товаропроизводителей "Покупайте нижегородское"
шт.
4
2.
Организация участия организаций торговли в обучающих семинарах и конференциях по повышению конкурентоспособности и продвижению товаров на потребительском рынке, в том числе по тематике "Покупайте нижегородское"
шт.
4

2. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

2.1. Характеристика текущего состояния

Реализация муниципальной программы "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района Нижегородской области на 2015 - 2020 годы" (далее - муниципальная программа, Программа) осуществляется в двух значимых сферах экономики Балахнинского муниципального района: развитие предпринимательства и торговли, изложенных в Подпрограммах к настоящей Программе.

2.1.1. Развитие предпринимательства

Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, задан ориентир будущих реформ, прежде всего Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Результатом реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, стало завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
Обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса - один из ключевых стратегических ориентиров государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемая часть экономики Балахнинского муниципального района. Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется деятельность практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, что обусловливает стратегический характер малого и среднего предпринимательства, определяющий устойчивое развитие экономики района.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства Балахнинского района показал, что в период 2007 - 2012 наблюдалась положительная тенденция. В 2013 году произошло снижение количества индивидуальных предпринимателей, обусловленное реформированием системы обязательных отчислений во внебюджетные фонды бюджетной системы Российской Федерации.
Роль малого и среднего предпринимательства на территории района заключается в участии субъектов МСП в реализации Программы развития производительных сил Балахнинского муниципального района на 2013 - 2020 годы, Комплексного плана модернизации моногорода Балахна на 2010 - 2020 годы.
С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности района, рост объема отгруженной продукции. Но главное - в условиях монопрофильности экономики Балахнинского района малый и средний бизнес является одним из основных источников создания новых рабочих мест, позволяет наполнить рынок различными товарами и услугами путем создания новых предприятий, что гарантирует рост качества жизни жителей района.
Формирование благоприятной среды для развития бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Балахнинского муниципального района.
В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- финансовая поддержка;
- консультационная поддержка;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг);
- пропаганда и популяризация предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;
- создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы по итогам 2020 года будут:
- увеличение количества малых предприятий Балахнинского района с 403 в 2013 году до 440 в 2020 году;
- увеличение оборота малых предприятий Балахнинского района с 7,8 млрд руб. до 12,3 млрд руб. в 2020 году;
- увеличение заработной платы на малых предприятиях Балахнинского района с 10139,0 руб. до 25238,0 руб. в 2020 году.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в число выбранных приоритетов вошли такие направления, как:
- обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего бизнеса;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику в целях поддержки образования новых предприятий и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
- иные приоритетные направления.
Более детальное описание основных проблем развития предпринимательства, основные приоритеты политики в сфере развития предпринимательства отражены в Подпрограмме "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района Нижегородской области" настоящей Программы (далее - Подпрограмма Предпринимательство).

2.1.2. Развитие торговли

Инфраструктура розничной торговли района представлена сетью организаций торговли, это торговые центры, супермаркеты, специализированные магазины, универсальные, ярмарки, нестационарные объекты мелкорозничной сети.
Основным показателем, характеризующим данную сферу, является оборот розничной торговли, который по итогам 2013 года в действующих ценах составил 4538,5 млн руб., темп роста к 2012 году в сопоставимых ценах - 118,4%.
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах решение проблем, влияющих на развитие сферы торговли, должно осуществляться программно-целевым методом. Это связано с масштабностью и многообразием проблем отрасли, необходимостью комплексной увязки мероприятий по ее развитию.
Для решения данных задач в рамках реализации мероприятий Программы будет проводиться мониторинг основных показателей, характеризующих состояние торговли, а также обеспеченности населения Балахнинского района площадью торговых объектов.
Мероприятия Программы будут направлены на развитие торговли путем сбалансированного подхода, предусматривающего наряду со строительством крупных современных торговых развлекательных комплексов и розничных рынков активное развитие сети малых предприятий.
С целью создания эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка, будет продолжена работа по развитию сети ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками.
Планируется оказывать содействие и осуществлять мониторинг инвестиционных проектов, направленных на строительство новых современных объектов торговли.
Одним из направлений в работе будет работа, направленная на увеличение доли присутствия в организациях торговли товаров нижегородских производителей.
Развитие торговли во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово-экономического планирования, бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента.
В рамках реализации мероприятий Программы предусмотрено содействие организациям торговли в участии в мероприятиях, способствующих повышению уровня квалификации специалистов сферы торговли, а именно: обучающих семинаров, тренингов для руководителей и специалистов организаций торговли, а также содействие внедрению организациями торговли корпоративных образовательных программ.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать росту оборота розничной торговли к 2020 году до 10271,6 млн рублей, росту инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий по виду деятельности "оптовая и розничная торговля", снижению кадрового дефицита в торговле и росту среднемесячной заработной платы одного работающего в данной сфере к 2020 году до 21500,0 рубля.
Характеристика текущего состояния в сфере торговли подробно описывается в Подпрограмме "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе" настоящей Программы (далее - Подпрограмма Торговля).

2.2. Цели, задачи

Исходя из обозначенных выше основных проблем и приоритетов, целью Программы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Балахнинского района, включая торговлю, повышение его роли в социально-экономическом развитии района, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижение целей Программы возможно посредством решения поставленных задач:
- оптимизация системы поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения;
- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах посредством развития различных форм торговли и повышения конкурентоспособности организаций торговли.

2.3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы

Сроки реализации Программы - 2015 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап.
В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать широкий слой малых и средних предприятий и предпринимателей, существенно влияющих на социально-экономическое развитие Балахнинского муниципального района, в том числе в торговле.

2.4. Перечень основных мероприятий муниципальной программы

Информация об основных мероприятиях Программы представлена в таблице 1.

Таблица 1. Перечень основных
мероприятий муниципальной программы

N
Наименование мероприятия
Категория расходов (кап. вложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения (годы)
Исполнители мероприятия
Объем финансирования (по годам) за счет средств районного бюджета (тыс. рублей)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего
Цель муниципальной программы: создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Балахнинского муниципального района, включая торговлю, повышение его роли в социально-экономическом развитии района, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
6635,6
Подпрограмма 1 "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"







1.1. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства

2015 - 2020
Управление экономики и прогнозирования Администрации Балахнинского муниципального района (УЭиП)







- разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности СМП, предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства
1.2. Осуществление системного подхода к решению проблем излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства

2015 - 2020
УЭиП
МИФ "БДМБ"







- работа Совета по развитию предпринимательства при главе Администрации Балахнинского муниципального района
- взаимодействие с ОО "Совет предпринимателей Балахнинского района", МИФ "БДМБ" по проблемным вопросам ведения бизнеса и выработке путей их решения
1.3. Формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства
Прочие расходы
2015 - 2020
УЭиП
МИФ "БДМБ"
-
-
30,0
30,0
30,0
30,0
120,0
- проведение конкурсов "Лучшее предприятие (организация, индивидуальный предприниматель) Балахнинского муниципального района"
- обеспечение информационной и организационной поддержки СМП по участию в выставках, ярмарках, областных конкурсах "Предприниматель года", "Женщина-Лидер", "Ты предприниматель"
- организация праздника "День Российского предпринимательства"
1.4. Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам
Прочие расходы
2015 - 2020
УЭиП
МИФ "БДМБ"







- субсидирование части процентной ставки по кредитам коммерческих банков
300,0
300,0
320,0
320,0
320,0
320,0
1880,0
- оказание поддержки в виде грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию затрат, связанных с созданием собственного бизнеса







- микрокредитование субъектов малого и среднего предпринимательства
1.5. Обеспечение имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

2015 - 2020
КУМИ







- предоставление во владение и (или) в пользование на льготных условиях имущества, включенного в Перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1.6. Создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Капитальные вложения
2015 - 2020
УЭиП

2317,8
2317,8



4635,6
- создание и материально-техническое обеспечение бизнес-инкубатора
Подпрограмма 2 "Развитие торговли в Нижегородской области"







2.1. Проведение мониторинга основных показателей, характеризующих состояние торговли

2015 - 2020
УЭиП







2.2. Упорядочение функционирующих торговых объектов, в том числе посредством приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства

2015 - 2020
УЭиП







2.3. Развитие и расширение ярмарочной торговли, в т.ч. по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками

2015 - 2020
УЭиП
Администрации МО БМР







2.4. Реализация мероприятий по увеличению доли присутствия в организациях торговли товаров нижегородских производителей

2015 - 2020
УЭиП
Администрации МО БМР







2.5. Сбор информации для формирования торгового Реестра Нижегородской области


Администрации МО БМР
УЭиП







2.6. Проведение мероприятий, способствующих возобновлению деятельности розничных рынков


УЭиП
Администрации МО БМР








2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации муниципальной программы

Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Программы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сведения об индикаторах
и непосредственных результатах

№ п/п
Наименование индикатора/непосредственного результата
Ед. изм.
Значение индикатора непосредственного результата (по годам)
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Муниципальная программа "Развитие предпринимательства и торговли Балахнинского муниципального района"
Индикаторы
1.
Оборот малых предприятий
млн руб.
7848,7
8351,0
8868,7
9409,7
9974,2
10672,4
11419,5
12333,0
2.
Оборот розничной торговли
млн руб.
4538,5
5100,0
5610,0
6322,5
7182,3
8044,2
9089,9
10271,6
Подпрограмма "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района"
Индикаторы
1.
Количество малых предприятий
ед.
403
427
430
433
435
437
439
440
2.
Оборот малых предприятий
млн руб.
7848,7
8351,0
8868,7
9409,7
9974,2
10672,4
11419,5
12333,0
3.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях
руб.
10139
11420
12892
14553
16507
17177
1998
25238
4.
Среднесписочная численность работников малых предприятий
чел.
3426
3550
3600
3650
3700
3730
3760
3800
5.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ (оказано услуг) собственными силами малыми предприятиями
млн руб.
1608,8
1705,3
1807,6
1916,1
2031,1
2153,0
2282,0
2420,0
6.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий
млн руб.
72,5
77,6
83,1
88,9
97,9
103,8
111,1
118,9
Непосредственные результаты
1.
Количество субъектов МСП, получивших поддержку в виде грантов
ед.
9
-
9
9
10
10
10
10
2.
Количество субъектов МСП, получивших субсидию на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков

2
2
2
2
3
3
3
3
3.
Количество организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
ед.
1
1
1
1
2
2
2
2
4.
Количество услуг, оказанных организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
ед.
1100
1163
1234
1323
1429
1529
1636
1750
5.
Количество проведенных мероприятий по выводу заработной платы из тени
ед.
4
5
6
7
8
9
10
10
Подпрограмма "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"
Индикаторы
1.
Оборот розничной торговли
млн руб.
4538,5
5100,0
5610,0
6322,5
7182,3
8044,2
9089,9
10271,6
2.
Индекс физического объема оборота розничной торговли
%
105,6
106,1
107,2
108,0
107,0
107,0
107,0
107,0
3.
Среднемесячная заработная плата одного работающего в торговле
руб.
9010,0
9988,0
11117,0
12372,9
13770,0
16500,0
19200,0
21500,0
Непосредственные результаты
1.
Проведение выставок-ярмарок по реализации продукции нижегородских товаропроизводителей "Покупайте нижегородское"
шт.
0
0
2
2
3
3
4
4
2.
Организация участия организаций торговли в обучающих семинарах и конференциях по повышению конкурентоспособности и продвижению товаров на потребительском рынке, в том числе по тематике "Покупайте нижегородское"
шт.
2
2
3
3
3
4
4
4

2.6. Меры правового регулирования

Разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности СМП, предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, осуществляется по мере необходимости в период действия Программы.

Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной
программы за счет средств районного бюджета

Статус
Наименование
Муниципальный заказчик-координатор, соисполнитель
Расходы по годам (тыс. руб.)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Подпрограмма 1
"Развитие предпринимательства в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"
всего
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
Муниципальный заказчик-координатор
Управление экономики и прогнозирования Администрации Балахнинского муниципального района
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
Подпрограмма 2
"Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"
всего
-
-
-
-
-
-
Муниципальный заказчик-координатор Управление экономики и прогнозирования Администрации Балахнинского муниципального района
-
-
-
-
-
-

Таблица 4. Прогнозная оценка расходов на реализацию
муниципальной программы за счет всех источников

Статус
Наименование
Источники финансирования
Расходы по годам (тыс. руб.)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Подпрограмма 1
"Развитие предпринимательства в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"
Всего
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
Расходы бюджета района
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
Расходы поселений БМП
-
-
-
-
-
-
Расходы областного бюджета
-
-
-
-
-
-
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
Прочие источники
-
-
-
-
-
-
Подпрограмма 2
"Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"
Всего
-
-
-
-
-
-
Расходы бюджета района
-
-
-
-
-
-
Расходы поселений БМП
-
-
-
-
-
-
Расходы областного бюджета
-
-
-
-
-
-
Федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
Прочие источники
-
-
-
-
-
-

2.7. Анализ рисков реализации муниципальной программы

Правовые риски

Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве.

Финансовые риски

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на сферу предпринимательства, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
- привлечение средств областного и федерального бюджета и внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов.

Административные риски

Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией Программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее цели и задач, не достижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Подпрограммы;
- заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
- регулярный мониторинг реализации и своевременная корректировка мероприятий Программы.

3. ПОДПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Подпрограмма "Развитие предпринимательства Балахнинского муниципального района Нижегородской области" (далее - Подпрограмма).

3.1.1. Паспорт Подпрограммы

Паспорт Подпрограммы "Развитие предпринимательства
Балахнинского муниципального района Нижегородской области"

Муниципальный заказчик-координатор Подпрограммы
Управление экономики и прогнозирования Администрации Балахнинского муниципального района
Соисполнители Подпрограммы
Структурные подразделения администрации Балахнинского муниципального района
Муниципальный исследовательский фонд "Балахнинский Дом малого бизнеса" (МИФ БДМБ)
Общественная организация "Объединение предпринимателей Балахнинского района"
Цели Подпрограммы
Оптимизация системы муниципальной поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования областного и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения
Задачи Подпрограммы
- Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- осуществление системного подхода к решению проблем излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства;
- формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;
- обеспечение консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Этапы и сроки реализации Подпрограммы
2015 - 2020 годы
Подпрограмма реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств районного бюджета
Объем финансирования по годам (тыс. рублей)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за период реализации Подпрограммы
300,0
2617,8
2667,8
350,0
350,0
350,0
6635,6
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
№ п/п
Наименование индикатора/непосредственного результата
Ед. изм.
2020 год
индикаторы
1.
Количество малых предприятий
ед.
440
2.
Оборот малых и средних предприятий
млн руб.
12333,0
3.
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях
руб.
25238,0
4.
Среднесписочная численность работников малых предприятий
тыс. чел.
3800
5.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ (оказано услуг) собственными силами малыми предприятиями
млн руб.
2420,0
6.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий
млн руб.
118,9
непосредственные результаты
1.
Количество субъектов МСП, получивших поддержку в виде грантов
ед.
10
2.
Количество субъектов СМП, получивших субсидию на возмещение части процентной ставки по кредитам коммерческих банков
ед.
3
3.
Количество организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
ед.
2
4.
Количество услуг, оказанных организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
ед.
1750
5.
Количество проведенных мероприятий по выводу заработной платы из тени
ед.
10

3.1.2. Текстовая часть подпрограммы

3.1.2.1. Характеристика текущего состояния

Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономики Балахнинского муниципального района.
Значительному вкладу малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Балахнинского муниципального района во многом способствовала реализация предыдущих программ развития малого предпринимательства.
Малое и среднее предпринимательство - неотъемлемая часть экономики Балахнинского муниципального района. Субъектами малого и среднего предпринимательства осуществляется деятельность практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, что обусловливает стратегический характер малого и среднего предпринимательства, определяющий устойчивое развитие экономики района.
Анализ развития малого и среднего предпринимательства Балахнинского района показал, что в период 2007 - 2012 наблюдалась положительная тенденция. В 2013 году произошло снижение количества индивидуальных предпринимателей, обусловленное реформированием системы обязательных отчислений во внебюджетные фонды бюджетной системы Российской Федерации.
Роль малого и среднего предпринимательства на территории района заключается в участии субъектов МСП в реализации Программы развития производительных сил Балахнинского муниципального района на 2013 - 2020 годы, Комплексного плана модернизации моногорода Балахна на 2010 - 2020 годы.
С развитием МСП связано улучшение инвестиционной привлекательности района, рост объема отгруженной продукции. Но главное - в условиях монопрофильности экономики Балахнинского района малый и средний бизнес является одним из основных источников создания новых рабочих мест, позволяет наполнить рынок различными товарами и услугами путем создания новых предприятий, что гарантирует рост качества жизни жителей района.
Формирование благоприятной среды для развития бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Балахнинского муниципального района.
В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", настоящей Программой предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- финансовая поддержка;
- консультационная поддержка;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг);
- пропаганда и популяризация предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;
- создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
По итогам 2013 года в Балахнинском муниципальном районе насчитывалось 2006 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 403 малых предприятия, 8 средних предприятий и 1595 индивидуальных предпринимателей.
В сфере малого предпринимательства занято 6671 человек, или 22% в общей численности занятых в экономике района.
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства (СМП) в собственных доходах местного бюджета 18,3%.
Устойчивая тенденция развития малого бизнеса сохранялась с 2009 по 2012 год, включая посткризисный период.
Негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства (в особенности на развитие индивидуальных предпринимателей) оказало повышение с 2013 года размера страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2013 году уменьшилось на 329 единиц.
Факторами, оказывающими негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства, являются:
- высокая налоговая нагрузка;
- низкая доступность финансовых ресурсов;
- несовершенство нормативно-правового регулирования;
- деятельность контрольно-разрешительных органов;
- недостаток квалифицированных кадров;
- инфраструктурные проблемы (энергетика, транспорт и так далее);
- недостаточный уровень развития инфраструктуры поддержки МСП, недобросовестная конкуренция.
Оказание мер муниципальной поддержки малому предпринимательству осуществляется в Балахнинском районе на протяжении уже многих лет, с 2005 года эта поддержка оказывается на программной основе.
В соответствии с целями реализации государственной политики Нижегородской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определенной Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 5 декабря 2008 года № 171-З "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области", Подпрограммой предусматривается широкий спектр мероприятий, реализуемых по следующим направлениям:
- имущественная поддержка;
- информационная поддержка;
- финансовая поддержка;
- консультационная поддержка;
- поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- поддержка в продвижении производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг);
- пропаганда и популяризация предпринимательства;
- вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи;
- создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы по итогам 2020 года будут:
- увеличение количества малых предприятий Балахнинского района с 403 в 2013 году до 440 в 2020 году;
- увеличение оборота малых предприятий Балахнинского района с 7,8 млрд руб. до 12,3 млрд руб. в 2020 году;
- увеличение заработной платы на малых предприятиях Балахнинского района с 10139,0 руб. до 25238,0 руб. в 2020 году.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в число выбранных приоритетов вошли следующие направления:
- обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на развитие малого и среднего бизнеса;
- гласность и публичная отчетность об использовании бюджетных средств, выделенных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а также о деятельности объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- реализация положений федеральных и региональных нормативных правовых актов, регулирующих сферу малого и среднего предпринимательства;
- оценка экономической эффективности реализации мероприятий Подпрограммы в виде квартальных, полугодовых и годовых отчетов;
- оперативное управление и координация деятельности соисполнителей Программы и иных участников Подпрограммы по реализации мероприятий Подпрограммы;
- создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику в целях поддержки образования новых предприятий и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса.
Реализация Подпрограммы будет осуществляться в соответствии с планом реализации мероприятий Подпрограммы.

3.1.2.2. Цели, задачи

Основная цель - оптимизация системы муниципальной поддержки и обеспечение условий развития малого и среднего предпринимательства в качестве одного из источников формирования районного бюджета, создания новых рабочих мест, развития территорий и секторов экономики, повышения уровня и качества жизни населения.
Задачами Подпрограммы являются:
- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства;
- осуществление системного подхода к решению проблем излишних административных барьеров на пути развития предпринимательства;
- формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам;
- обеспечение имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создание и развитие организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

3.1.2.3. Сроки и этапы реализации подпрограммы

Общий срок реализации Подпрограммы рассчитан на период с 2015 по 2020 год (в один этап).

3.1.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы

Информация об основных мероприятиях Подпрограммы отражена в таблице 1 подраздела 2.4 раздела 2 текстовой части Программы.

3.1.2.5. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

При оценке достижения поставленной цели и решения задач планируется использовать индикаторы, характеризующие общее развитие предпринимательства в Балахнинском муниципальном районе, и индикаторы, позволяющие оценить непосредственно реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках Подпрограммы.
Показатели, используемые для достижения поставленной цели, указаны в паспорте Подпрограммы. Более детальное описание индикаторов и непосредственных результатов приведено в таблице 2 подраздела 2.5 текстовой части Программы.
В перечень индикаторов, используемых в Подпрограмме, вошли индикаторы, представленные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, 606. Значения индикаторов рассчитаны в соответствии с методическими указаниями и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения и ведомственной отчетности органов исполнительной власти Нижегородской области.
Состав показателей Подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Подпрограммы;
- охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий;
- минимизацию числа показателей.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на развитие предпринимательства.

3.1.2.6. Меры правового регулирования

Разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся деятельности СМП, предложений, направленных на совершенствование законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, осуществляется по мере необходимости в период действия Программы.

3.1.2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов

Предполагаемые объемы финансирования Подпрограммы за счет средств районного бюджета в сумме 6635,6 тыс. рублей (объемы финансирования мероприятий Подпрограммы уточняются ежегодно при формировании районного бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период) будут направлены на реализацию мероприятий финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, проведение ежегодных конкурсов, развитие молодежного предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и другие.
Подробнее объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, отражен в таблицах 3 и 4 подраздела 2.8 текстовой части Программы.
Предоставление ежегодного финансирования в объемах, меньше указанных, не позволит поддержать такие приоритетные направления подпрограммы, как:
- поддержка малому инновационному предпринимательству;
- модернизация производства компаний;
- лизинг оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
- поддержка предпринимательства в муниципальных образованиях;
- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.


3.1.2.9. Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
(введен постановлением администрации Балахнинского района Нижегородской области от 10.06.2015 № 124)

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решение о признании субъекта малого и среднего предпринимательства имеющим право на имущественную поддержку принимается при участии Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Главе администрации Балахнинского муниципального района Нижегородской области.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается по следующим направлениям:
- предоставление льгот по арендной плате;
- передача во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на безвозмездной основе или на льготных условиях (муниципальная преференция);
- предоставление возможности льготного выкупа арендованных площадей в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Передача субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества осуществляется из Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и
организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).
Перечень муниципального имущества формируется из объектов, свободных от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Муниципальное имущество, включенное в Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Запрещается продажа переданного субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

3.1.2.10. Анализ рисков реализации Подпрограммы

Риск неуспешной реализации Подпрограммы при исключении форс-мажорных обстоятельств оценивается как минимальный. Вместе с тем существует риск неполучения требуемых средств на реализацию Подпрограммы. В этом случае ряд мероприятий Подпрограммы не будет реализован, а финансирование некоторых мероприятий будет существенно сокращено (поддержка малых инновационных компаний, поддержка молодежного предпринимательства, создание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства).
Необходимо отметить возможные риски при реализации Подпрограммы, связанные с совершенствованием нормативного обеспечения деятельности, что в целом может привести к замедлению темпов развития сферы малого и среднего предпринимательства.
Одним из нормативно-правовых рисков является изменение действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действие данного риска непосредственно влияет на количественные и качественные показатели мероприятий, проводимых в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве в сфере предпринимательства;
- оперативно реагировать и своевременно информировать о вносимых изменениях исполнителей мероприятий.
Также к рискам можно отнести кризисные явления в экономике.
Риски кризисных явлений в экономике и, как следствие, ограничение финансовых средств для организации работы в рассматриваемой сфере могут быть частично минимизированы за счет повышения эффективности деятельности исполнителей мероприятий подпрограммы, но в результате реализация большинства мероприятий будет затруднена, а достижение целевых показателей произойдет после предусмотренных сроков.
Мерами управления финансовыми рисками являются:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
- привлечение средств областного, федерального бюджетов и внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферу предпринимательства.


3.3. Подпрограмма "Развитие торговли в Балахнинском муниципальном районе Нижегородской области"

3.3.1. Паспорт Подпрограммы

Паспорт подпрограммы "Развитие торговли в Балахнинском
муниципальном районе Нижегородской области"

Муниципальный заказчик-координатор Подпрограммы
Управление экономики и прогнозирования администрации Балахнинского муниципального района (УЭиП)
Соисполнители Подпрограммы
Администрации муниципальных образований Балахнинского муниципального района (Администрации МО БМР)
Цели Подпрограммы
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах посредством развития различных форм торговли и повышения конкурентоспособности организаций торговли
Задачи Подпрограммы
- Информационно-аналитическое обеспечение отрасли торговли;
- повышение территориальной доступности торговых объектов для населения, в том числе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;
- увеличение доли присутствия в организациях торговли товаров нижегородских товаропроизводителей;
- проведение мероприятий, способствующих повышению уровня квалификации специалистов сферы торговли
Этапы и сроки реализации Подпрограммы
2015 - 2020 годы
Подпрограмма реализуется в один этап
Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств районного бюджета
Объем финансирования по годам (тыс. рублей)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Всего за период реализации Подпрограммы
-
-
-
-
-
-
-
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов
№ п/п
Наименование индикатора/непосредственного результата
Ед. изм.
2020 год
индикаторы
1.
Оборот розничной торговли
млн руб.
10271,6
2.
Индекс физического объема оборота розничной торговли
раз
не менее 1,6 (2020 год к 2013 году)
3.
Среднемесячная заработная плата одного работающего в оптовой и розничной торговле
руб.
21500,0
4.
Инвестиции в основой капитал по полному кругу предприятий по виду деятельности "оптовая и розничная торговля", млрд руб.
млрд руб.
0,005
непосредственные результаты
1.
Проведение выставок-ярмарок по реализации продукции нижегородских товаропроизводителей "Покупайте нижегородское"
шт.
4
2.
Организация участия организаций торговли в обучающих семинарах и конференциях по повышению конкурентоспособности и продвижению товаров на потребительском рынке, в том числе по тематике "Покупайте нижегородское"
шт.
4

3.3.2. Текстовая часть Подпрограммы

3.3.2.1. Характеристика текущего состояния

В результате формирования экономики за последние десять лет на потребительском рынке Балахнинского района произошли значительные преобразования.
Наблюдается динамичное увеличение как количественных, так и качественных показателей ее состояния.
В настоящее время инфраструктура розничной торговли в Балахнинском районе представлена достаточно разветвленной сетью организаций торговли, это торговые центры, супермаркеты, специализированные магазины, универсальные, продовольственные, ярмарки, нестационарные объекты мелкорозничной сети.
Основным показателем, характеризующим данную сферу, является оборот розничной торговли, который по итогам 2013 года составил 4,5 млрд руб. при темпе роста в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года 118,4%.
В районе все большее развитие получает сетевая торговля:
- по торговле продовольственными товарами - сети магазинов "Пятерочка", "Магнит", "Калинка", "Райцентр", "Спар" и другие;
- по торговле обувью - "Лапоток", "Центробувь", "Кари", "Ральф".
Растет количество качественных торговых площадей. Повышается уровень обслуживания населения.
Фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов по итогам 2013 года по продаже товаров разного ассортиментного перечня при нормативе 284,0 кв. м/1000 чел. составила 532 кв. м/1000 чел.
В условиях растущей конкуренции повышается уровень обслуживания, ассортимент предлагаемых товаров, внедряются прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрихкода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом, установке сложной бытовой техники. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок".
Наряду с этим имеется ряд проблем, связанных с развитием розничной торговли:
1. С вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" требования к организации розничных рынков значительно ужесточились. На современных розничных рынках должны использоваться исключительно капитальные здания, строения и сооружения, должны быть подъездные пути и тротуары, разгрузочные площадки и площадки мусоросборника.
По этой причине в 2013 году на территории района прекратили деятельность все розничные рынки.
Вместе с тем розничные рынки востребованы у населения. На них реализуется в основном сельхозпродукция и недорогие товары с минимальным уровнем торговой надбавки.

1.2. К проблемам в сфере розничной торговли относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации, наличие большого числа посредников между небольшими производителями и наибольшими организациями розничной торговли.
На сегодняшний день основным каналом сбыта продовольственных товаров для отечественных, и в том числе нижегородских, производителей остаются крупные торговые сети. Самостоятельный выход на рынок сбыта для отечественных товаропроизводителей затруднен в связи со значительным объемом затрат, что влечет за собой удорожание продовольственных товаров.
Недостаточно развита оптовая торговля.
Отсутствуют логистические центры складского типа, ориентированные на хранение и распределение потребительских товаров.
В торговле происходит неоправданное наращивание цен реализации товаров из-за многозвенности товародвижения.
Кроме вышеперечисленных проблем, требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, борьбы с контрафактной продукцией и несанкционированной торговлей.
Реализация мероприятий Подпрограммы будет способствовать росту оборота розничной торговли к 2020 году до 10271,6 млн рублей, росту инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий по виду деятельности "оптовая и розничная торговля", снижению кадрового дефицита в торговле и росту среднемесячной заработной платы одного работающего в данной сфере к 2020 году до 21500,0 рубля.
Решение этих и других проблем, влияющих на развитие сферы торговли, должно осуществляться программно-целевым методом.
Подпрограмма будет являться инструментом стратегического развития сферы торговли. Ее реализация будет играть существенную роль в сбалансированном формировании торговой инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и позволяющей в полной мере соответствовать запросам потребителей.
Работа по реализации мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в рамках:
- Закона Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Закона Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 года № 754 "Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов";
- Закона Нижегородской области от 11 мая 2010 года № 70-З "О торговой деятельности в Нижегородской области";
- постановления Правительства Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 482 "О мерах по реализации Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на территории Нижегородской области";
- постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2006 года № 89 "Об утверждении типовых правил работы объектов мелкорозничной сети на территории Нижегородской области";
- постановления Правительства Нижегородской области от 3 июня 2011 года № 416 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения Нижегородской области площадью торговых объектов" и др.
Подготовка дополнительных нормативных правовых актов, регулирующих сферу торговли, на момент разработки Подпрограммы не планируется.

3.3.2.2. Цели, задачи Подпрограммы

Учитывая масштабность и многообразие сферы торговли, выделена следующая основная цель - создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в потребительских товарах посредством развития различных форм торговли и повышения конкурентоспособности организаций торговли.
Задачами Подпрограммы являются:
- информационно-аналитическое обеспечение отрасли торговли;
- повышение территориальной доступности торговых объектов для населения, в том числе в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;
- увеличение доли присутствия в организациях торговли товаров нижегородских товаропроизводителей;
- проведение мероприятий, способствующих повышению уровня квалификации специалистов сферы торговли.
Для решения данных задач будет проводиться мониторинг основных показателей, характеризующих состояние торговли (динамика товарооборота и другие показатели), а также обеспеченности населения Балахнинского района площадью торговых объектов, в том числе посредством сбора информации для формирования торгового реестра, с выявлением проблемных зон и устранением диспропорции.
Мероприятия Подпрограммы будут направлены на развитие сетевой торговли; строительство новых крупных современных торговых объектов, в том числе многофункциональных (торгово-развлекательных); строительство новых торговых объектов шаговой доступности в местах проживания населения; на увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств.
Важным является проведение реконструкции и модернизации функционирующих торговых объектов, повышение технического уровня предприятий торговли.
С целью создания эффективной конкурентной среды как фактора сдерживания роста цен и предотвращения монополизации отдельных сегментов рынка, будет продолжена работа по развитию сети ярмарок выходного дня по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками, а также строительству/реконструкции розничных рынков.
Реализация мероприятий Подпрограммы будет способствовать росту оборота розничной торговли, росту инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий по виду деятельности "оптовая и розничная торговля".
Мероприятия Программы будут направлены на развитие торговли путем сбалансированного подхода, предусматривающего наряду со строительством крупных современных торговых развлекательных комплексов и розничных рынков активное развитие сети малых предприятий.
Планируется оказывать содействие и осуществлять мониторинг инвестиционных проектов, направленных на строительство новых современных объектов торговли.
Одним из направлений в работе будет работа, направленная на увеличение доли присутствия в организациях торговли товаров нижегородских производителей.
В целях продвижения товаров местных товаропроизводителей будет продолжаться работа по организации их участия в областных универсальных ярмарках.
Развитие торговли во многом зависит от наличия подготовленных кадров, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики, принимать организационные и управленческие решения, знающих основы управления, финансово-экономического планирования, бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента.
Планируется организация участия организаций торговли в мероприятиях, способствующих повышению уровня квалификации специалистов.

3.3.2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы

Подпрограмма реализуется в один этап.
Сроки реализации Подпрограммы - 2015 - 2020 годы.

3.3.2.4. Перечень основных мероприятий подпрограммы

Информация об основных мероприятиях Подпрограммы отражена в таблице 1 подраздела 2.4 раздела 2 текстовой части Программы.

3.3.2.5. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач

При оценке достижения поставленной цели и решения задач планируется использовать индикаторы, характеризующие общее развитие сферы торговли в Балахнинском муниципальном районе, и индикаторы, позволяющие оценить непосредственно реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках Подпрограммы.

Показатели, используемые для достижения поставленной цели, указаны в пункте 1.7 паспорта Подпрограммы.
В перечень индикаторов, используемых в Подпрограмме, вошли индикаторы, представленные в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602, 606. Значения индикаторов рассчитаны в соответствии с методическими указаниями и определяются на основе данных государственного статистического наблюдения и ведомственной отчетности органов исполнительной власти Нижегородской области, а также социально-экономических показателей, указанных в стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Состав показателей Подпрограммы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Подпрограммы;
- охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий;
- минимизацию числа показателей.
Перечень показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях изменения приоритетов государственной политики, появления новых и социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на развитие предпринимательства.
Более детальное описание индикаторов и непосредственных результатов приведено в таблице 2 подраздела 2.5 текстовой части Программы.

3.3.2.6. Меры правового регулирования

Разработка проектов нормативно-правовых актов осуществляется по мере необходимости в период действия Программы.


3.3.2.8. Обоснование объема финансовых ресурсов

Финансирование Подпрограммы не предполагается. Все мероприятия выполняются в рамках текущей деятельности участников Подпрограммы.

3.3.2.9. Анализ рисков реализации Подпрограммы

Реализация Подпрограммы зависит от полноты выполнения мероприятий и возможного действия следующих факторов риска:
- изменение нормативных правовых актов, в том числе федерального законодательства;
- форс-мажорные обстоятельства.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
- на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны;
- проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве в сфере предпринимательства;
- оперативно реагировать и своевременно информировать о вносимых изменениях исполнителей мероприятий.
Также к рискам можно отнести кризисные явления в экономике.
Риски кризисных явлений в экономике и, как следствие, ограничение финансовых средств для организации работы в рассматриваемой сфере могут быть частично минимизированы за счет повышения эффективности деятельности исполнителей мероприятий Подпрограммы.

4. ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности выполнения Программы проводится для оценки вклада муниципальной Программы в социально-экономическое развитие Балахнинского района.
По итогам реализации мероприятий планируется увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, повышение эффективности и конкурентоспособности их деятельности, рост заработной платы, наращивание объемов реализации продукции, вовлечение дополнительных инвестиций в основной капитал малых предприятий, увеличение налоговых поступлений за счет разностороннего развития малого и среднего бизнеса.
Оценка эффективности реализации настоящей муниципальной программы будет проводиться с помощью:
- аналитического обзора итогов деятельности малых и средних предприятий по данным Балахнинского подразделения Нижегородстата и Межрайонной ИФНС № 5 России по Нижегородской области;
- квартальных отчетов по результатам мониторинга субъектов малого предпринимательства.


------------------------------------------------------------------