Постановление администрации Павловского района Нижегородской области от 25.09.2014 N 161 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. № 161
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТУРИЗМА В ПАВЛОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
В соответствии с Постановлением администрации Павловского муниципального района Нижегородской области от 05.05.2014 № 77 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в Павловском муниципальном районе":
1. Утвердить муниципальную программу "Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы".
2. Постановления № 187 от 22.10.2013, № 44 от 04.03.2014, № 173 от 14.10.2013, № 12 от 12.02.2014, № 90 от 03.06.2014 отменить с 01.01.2015.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам Богданова М.М.
Глава администрации
А.О.КИРИЛЛОВ
СОКРАЩЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
ОРМП - отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма администрации Павловского муниципального района;
УКС и РМ - Управление культуры, спорта и работы с молодежью;
Музей - МБУК "Павловский исторический музей";
АНО ЦРП - Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района";
Бизнес-инкубатор - МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский".
Утверждена
Постановлением администрации
Павловского муниципального района
Нижегородской области
от 25.09.2014 № 161
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТУРИЗМА В ПАВЛОВСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
(далее - Программа)
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
1. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Наименование муниципальной Программы
"Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы"
Муниципальный заказчик - координатор муниципальной Программы
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители муниципальной Программы
Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, МБУК "Павловский исторический музей", МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский", Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
Подпрограммы муниципальной Программы
Подпрограмма I "Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе"
Подпрограмма II "Развитие туризма в Павловском муниципальном районе"
Цели муниципальной Программы
Создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, включая туризм, повышение их роли в социально-экономическом развитии Павловского муниципального района, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачи муниципальной Программы
Обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения в Павловском муниципальном районе. Повышение качества услуг предприятий бытового обслуживания населения.
Формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Павловского муниципального района Нижегородской области
Этапы и сроки реализации муниципальной программы
Срок реализации программы - 2015 - 2017 гг.
Программа реализуется в один этап
Объемы и источники финансирования муниципальной Программы в разбивке по подпрограммам (тыс. руб.)
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы:
Источники финансирования
Годы
2015
2016
2017
Всего за период реализации Программы
Муниципальная программа "Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы"
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Районный бюджет
130,0
1326,0
1251,0
2707,0
Бюджеты поселений
Прочие источники
Всего по программе
130,0
1326,0
1251,0
2707,0
в том числе:
- предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Подпрограммы I "Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе", составляет 1193,0 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансирования
Годы
2015
2016
2017
Всего
Районный бюджет
50,0
550,0
593,0
1193,0
Всего по подпрограмме
50,0
550,0
593,0
1193,0
- предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Подпрограммы II "Развитие туризма в Павловском районе", составляет 1514,0 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансирования
Годы
2015
2016
2017
Всего
Районный бюджет
80,0
776,0
658,0
1514,0
Всего по программе
80,0
776,0
658,0
1514,0
Индикаторы достижения цели
1
Количество субъектов малого предпринимательства
ед.
3915
2
Среднесписочная численность работников малого предпринимательства
тыс. чел.
11,83
3
Количество объектов туристического показа
ед.
33
4
Количество организаций, предоставляющих туристические услуги
ед.
98
2. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Характеристика текущего состояния
Реализация муниципальной программы "Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы" осуществляется в значимых сферах экономики Павловского муниципального района: развитие предпринимательства, в т.ч. развитие сферы бытового обслуживания и общественного питания, а также развитие туризма, - изложенных в Подпрограммах к настоящей Программе.
2.1.1. Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания
Малое и среднее предпринимательство ведет свою деятельность во всех отраслях экономики Павловского муниципального района Нижегородской области и является неотъемлемым элементом современной системы хозяйствования.
Малое и среднее предпринимательство позволяет успешно решать проблемы занятости населения, насыщения рынка различными товарами и услугами путем создания новых предприятий и рабочих мест.
В перспективе выдвинута задача не только сохранения числа субъектов малого и среднего предпринимательства и созданных на них рабочих мест, но и увеличения этих показателей в 2015 - 2017 гг.
Сложившаяся отраслевая структура малого и среднего бизнеса за последние годы практически не изменилась. Сфера торговли и общественного питания, сфера услуг, ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования остаются более привлекательными для малых предприятий, чем промышленность и производство.
В районе высокая доля сетевой розничной торговли. Как следствие - хорошие показатели по прозрачности алкогольного рынка. Конкурентоспособные цены на продукты питания.
Основное число действующих предприятий осуществляет свою деятельность в оптовой, розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и предметов личного пользования и обрабатывающих производствах. Предприятия обрабатывающих производств осуществляют деятельность в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, производстве машин и оборудования.
На предприятия, осуществляющие деятельность в социальной сфере и предоставляющие коммунальные и социальные услуги, приходится 4,3% от общего числа действующих, на строительные - 7,6%, транспорта и связи - 5,2%.
Численность занятых на малых и микропредприятиях района составила 6410 человек. Наибольшее число занятых наблюдалось на предприятиях: обрабатывающих производств (33,7% от общей численности списочного состава); оптовой, розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и предметов личного пользования (28,6%); строительства (10,3%); транспорта и связи (7,0%).
Оборот малых и микропредприятий района за минувший год составил 37,2% оборота всех учтенных организаций района. В общем объеме оборота малых предприятий 56,8% приходится на проданные товары несобственного производства.
Объем отгруженных товаров собственного производства, а также работ и услуг, выполненных собственными силами малых и микроскопических предприятий, составил 22,2% объема отгрузки всех учтенных предприятий района. Наибольший объем отгруженных товаров и выполненных работ и услуг приходится на малые предприятия обрабатывающих производств (34,5%), строительства (17,8%), оптовой и розничной торговли (12,5%), транспорта и связи (12,2%).
В целом малый и средний бизнес Павловского муниципального района является достаточно успешным, однако имеется ряд сдерживающих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства:
- высокая налоговая нагрузка;
- низкая доступность финансовых ресурсов;
- несовершенство нормативно-правового регулирования;
- деятельность контрольно-разрешительных органов;
- недостаток квалифицированных кадров;
- инфраструктурные проблемы.
Таким образом, основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства Павловского муниципального района, являются: деятельность административных и контрольно-разрешительных органов; недостаточность финансового обеспечения бизнеса; недобросовестная конкуренция; слабые возможности инфраструктуры поддержки МСП; недостаток площадей производственного и офисного назначения.
Оказание мер поддержки малому предпринимательству осуществляется в Павловском муниципальном районе на протяжении уже многих лет, с 2010 года эта поддержка оказывается на программной основе.
В целях стимулирования решения проблем малого и среднего бизнеса на территории Павловского муниципального района успешно функционируют: МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский" и Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района". Данные организации осуществляют свою деятельность в целях реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства, создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и иной базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних предприятий на территории Павловского муниципального района. В связи с работой на территории района МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский" и АНО "Центр развития предпринимательства" у субъектов малого и среднего предпринимательства есть возможность генерировать наиболее эффективные инновационные проекты, более чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, занимать недоступные крупным предприятиям ниши, можно утверждать, что с каждым годом вклад малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие района становится все более значимым.
При разработке Программы особое внимание было обращено на проведение мероприятий, направленных на улучшение предпринимательского климата.
На основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства путем оказания в рамках Программы комплексной и адресной поддержки в информационном, образовательном, консультационном, финансовом направлениях, а также оказания поддержки в других аспектах, в которых имеется коллективная потребность у предпринимателей. Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит стать малому и среднему бизнесу движущей силой экономического роста Павловского муниципального района Нижегородской области в целом и повысит благосостояние его граждан.
2.1.2. Развитие туризма
Продолжение комплекса мероприятий по формированию в Павловском муниципальном районе конкурентоспособной туристской индустрии обуславливает актуальность и необходимость разработки и принятия Подпрограммы II "Развитие туризма в Павловском муниципальном районе" настоящей Программы (далее - Подпрограмма).
Подпрограмма разработана в соответствии с ориентирами государственной программы "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области (2015 - 2020 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 года № 290.
Павловский муниципальный район имеет удобное географическое положение и обладает рядом преимуществ. Район расположен непосредственно близко к областному центру и международному аэропорту. Через район проходят две федеральные трассы, развито речное сообщение.
Павловский муниципальный район имеет разнообразный ландшафт - это и холмистые луга, и равнины, смешанные леса и бор, озера и реки.
Павловский муниципальный район перспективен для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, лечебно-рекреационного, делового, событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки. Наибольшую долю во внутреннем туризме занимают лечебно-рекреационный, культурно-познавательный. Развивается приключенческий туризм и событийный.
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Павловском муниципальном районе, являются следующие:
- недостаточность маркетинговых мероприятий по продвижению павловского турпродукта на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-информационных материалов и информации в СМИ о турпотенциале района;
- низкая конкурентоспособность павловского турпродукта по цене и качеству;
- неразвитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
- отсутствие квалифицированного персонала.
Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туристской индустрии необходимо решение проблемы программным методом.
Благодаря реализации Подпрограммы прогнозируется рост количества туристов и экскурсантов, посетивших Павловский муниципальный район, до 25 тыс. человек к 2017 году. Существенное положительное влияние на развитие туристской сферы окажет проведение в 2018 году в Нижнем Новгороде матчей чемпионата мира по футболу. Это будет способствовать не только росту туристского и экскурсионного потока в район, но и развитию туристской и транспортной инфраструктуры.
Увеличение туристско-экскурсионного потока позволит повысить объем платных услуг в сфере внутреннего и въездного туризма.
2.2. Цели и задачи
Целью данной Программы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства, включая туризм, повышение их роли в социально-экономическом развитии района, стимулирование экономической активности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижение целей программы возможно посредством решения поставленных задач:
- Обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни населения в Павловском муниципальном районе. Повышение качества услуг предприятий бытового обслуживания населения.
- Формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Павловского муниципального района.
2.3. Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации Программы - 2015 - 2017 годы.
Программа реализуется в один этап.
В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит сформировать широкий слой малых и средних предприятий и предпринимателей, влияющих на социально-экономическое развитие Павловского муниципального района, в том числе в отраслях бытового обслуживания населения, общественного питания и туризма.
2.4. Перечень мероприятий муниципальной программы
Мероприятия Программы предусматривают комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение цели Программы.
Исходя из необходимости решения поставленных задач сформированы соответствующие подпрограммы настоящей Программы:
Подпрограмма I "Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе";
Подпрограмма II "Развитие туризма в Павловском муниципальном районе".
В рамках каждой подпрограммы сформирована система мероприятий, информация о которых представлена в Таблице 1 к каждой подпрограмме.
2.5. Индикаторы достижения цели
В качестве оценки результатов достижения поставленной цели Программы предусмотрены следующие индикаторы Программы:
Таблица 1
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
N
Наименование индикатора
Ед. измерения
Значение индикатора
2013 год (отчет)
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
1
Количество субъектов малого предпринимательства
ед.
3745
3870
3885
3900
3915
2
Среднесписочная численность работников малого предпринимательства
тыс. чел.
11,63
11,68
11,73
11,78
11,83
3
Количество объектов туристического показа
ед.
26
27
28
31
33
4
Количество организаций, предоставляющих туристические услуги
ед.
85
89
92
95
98
2.6. Ресурсное обеспечение программы
(в ред. постановления администрации Павловского района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Общий объем финансирования Программы составляет 2707,0 тыс. рублей за счет средств районного бюджета.
Ресурсное обеспечение Программы представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Ресурсное обеспечение реализации
муниципальной Программы
Статус
Подпрограмма муниципальной программы
Наименование главных распорядителей средств, годы реализации программы
Расходы, тыс. руб.
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
бюджеты поселений
прочие источники
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Муниципальная программа "Развитие предпринимательства и туризма в Павловском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы"
2015 год
130,0
130,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
50,0
50,0
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
80,0
80,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
3. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
4. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
2016 год
1326,0
1326,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
550,0
550,0
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
776,0
776,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
3. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
4. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
2017 год
1251,0
1251,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
593,0
593,0
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
658,0
658,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
3. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
4. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
Итого по программе:
2707,0
2707,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
1193,0
1193,0
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
1514,0
1514,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
3. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
4. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
Подпрограмма I
"Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе"
2015 год
50,0
50,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
50,0
50,0
Соисполнители:
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
2016 год
550,0
550,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
550,0
550,0
Соисполнители:
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
2017 год
593,0
593,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
593,0
593,0
Соисполнители:
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
Итого по подпрограмме I:
1193,0
1193,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
1193,0
1193,0
Соисполнители:
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
Подпрограмма II
"Развитие туризма в Павловском муниципальном районе"
2015 год
80,0
80,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
80,0
80,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2016 год
776,0
776,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
776,0
776,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2017 год
658,0
658,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
658,0
658,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
Итого по подпрограмме II:
1514,0
1514,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района Нижегородской области
1514,0
1514,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2.7. Анализ рисков реализации Программы
Основными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, являются:
Правовые риски.
Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к увеличению сроков или изменению условий реализации мероприятий программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется: проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве.
Финансовые риски.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение средств регионального бюджета и внебюджетного финансирования.
Административные риски.
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией Программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Программы;
- регулярный мониторинг реализации и своевременная корректировка мероприятий Программы.
2.8. Оценка планируемой эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
- увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе занятых в сфере производства, бытового обслуживания и туризма;
- увеличение количества туристов, посетивших Павловский муниципальный район.
Оценка эффективности подпрограммы представлена в таблице 3.
Таблица 3. Оценка планируемой эффективности Программы
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1
Среднесписочная численность работников малого предпринимательства, всего
тыс. чел.
11,63
11,68
11,73
11,78
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости
тыс. чел.
0,170
0,165
0,160
0,155
Социальная эффективность
68,42
70,79
73,32
76,0
Вывод: Динамика социальной эффективности за период 2015 - 2017 годов является положительной, т.к. увеличивается количество рабочих мест.
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2
Индикатор цели программы: Количество объектов туристического показа
ед.
27
28
31
33
Количество туристов, посетивших Павловский муниципальный район
тыс. чел.
22,0
22,5
24,0
25,0
Социальная эффективность
1,23
1,24
1,29
1,32
(п. 2 в ред. постановления администрации Павловского района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Вывод: Социальная эффективность является положительной: увеличивается количество объектов показа в расчете на каждую тысячу туристов.
ПОДПРОГРАММА I
"РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СФЕРЫ
БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ПАВЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ"
(далее - Подпрограмма)
1. ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование Подпрограммы
"Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе"
Муниципальный заказчик Подпрограммы
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области
Соисполнители Подпрограммы
Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский" (по согласованию)
Цель Подпрограммы
Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения в Павловском муниципальном районе. Повышение качества услуг предприятий бытового обслуживания населения
Задачи Подпрограммы
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства;
2. Оказание финансовой и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки МСП;
3. Обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки МСП;
4. Мониторинг и реклама субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в продвижении продукции на рынок;
5. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания и общественного питания населения
Срок реализации Подпрограммы
2015 - 2017 гг. без разделения на этапы
Объемы и источники финансирования Подпрограммы I
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы, составляет 1193 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансирования
Годы
2015
2016
2017
ВСЕГО
Районный бюджет
50,0
550,0
593,0
1193,0
ВСЕГО по программе
50,0
550,0
593,0
1193,0
(в ред. постановления администрации Павловского района Нижегородской области
от 20.01.2015 № 15)
Индикаторы достижения цели Программы
- Количество субъектов малого предпринимательства - 3945 единиц
- из них индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - 2514 человек
- Среднесписочная численность работников малых предприятий - 11780 чел.
2. ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ
2.1. Характеристика текущего состояния
Развитие малого предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Факторы, определяющие особую роль малого предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
- Энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающим переход всего хозяйства на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;
- Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей политической силой гражданского общества;
- Занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;
- Наличие со стороны сектора малого бизнеса большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе;
- Массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.
Решение проблем и задач в сфере малого предпринимательства, а также его дальнейшее развитие зависит от скоординированной работы в районе всех структур по поддержке малого предпринимательства. Основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства, по-прежнему остаются:
- Недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
- Недостаточная эффективность функционирования районной системы обучения и консультирования малого бизнеса;
- Недоступность финансовых ресурсов;
- Недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а также движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;
- Недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.
Сложившаяся ситуация в этом секторе экономики требует совершенствования государственной, а также муниципальной политики поддержки и развития малого предпринимательства.
В государственном и муниципальном регулировании нуждается и сфера бытового обслуживания населения, являющаяся социально значимым сектором экономики.
В настоящее время в сфере бытового обслуживания Павловского муниципального района действует около 140 организаций различных форм собственности, на которых занято (с учетом индивидуальных предпринимателей) около 600 чел.
В структуре бытовых услуг наибольшие доли занимают: транспортно-экспедиционные услуги - 20%; услуги парикмахерских - 25; ремонт и пошив швейных изделий - 12%.
Уровень обеспеченности жителей Павловского муниципального района бытовыми услугами недостаточен. В некоторых муниципальных образованиях района слабо развиты или вообще отсутствуют специализированные предприятия, оказывающие бытовые услуги первой необходимости (ремонт и пошив обуви, одежды, прокат, парикмахерские, ритуальные, фотоуслуги, ремонт и техническое обслуживание телерадиоаппаратуры). Отсутствие на рынке бытовых услуг предприятий химической чистки и прачечных. Слабо развито и является убыточным банное хозяйство района. Из-за отсутствия приемных пунктов сельское население часто лишено возможности получать самые необходимые виды услуг.
Проблемами, сдерживающими развитие бытового обслуживания населения, являются:
- Несовершенство нормативно-правового регулирования деятельности в сфере бытового обслуживания населения;
- Низкий уровень рентабельности;
- Высокие тарифы по аренде помещений и оплате тепловой и электрической энергии;
- Недостаток собственных оборотных средств и низкая стоимость основных фондов;
- Недостаток квалифицированных кадров;
- Сложности с предоставлением услуг в отдаленных населенных пунктах.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Павловском муниципальном районе возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки субъектам малого предпринимательства в различных направлениях - информационном, обучающем, консультационном, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
2.2. Цели и задачи Подпрограммы
Целью данной Подпрограммы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства, создания новых рабочих мест, повышения уровня и качества жизни населения в Павловском муниципальном районе, повышение качества услуг предприятий бытового обслуживания населения.
Комплекс мероприятий подпрограммы базируется на результатах выполнения предыдущей и продолжает начатые мероприятия, а также предусматривает новые задачи:
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства;
2. Оказание финансовой и инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки МСП;
3. Обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки МСП;
4. Мониторинг и реклама субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в продвижении продукции на рынок;
5. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания и общественного питания населения.
2.3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Подпрограмма реализуется в течение 2015 - 2017 годов без разделения на этапы.
2.4. Мероприятия Подпрограммы
Достижение поставленных целей и задач Подпрограммы осуществляется посредством комплекса мероприятий, указанных в таблице 1. В рамках Подпрограммы предусмотрена реализация 10 мероприятий.
Перечень
мероприятий подпрограммы I "Развитие малого
и среднего предпринимательства, сферы бытового
обслуживания и общественного питания населения
в Павловском муниципальном районе"
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Таблица 1
N
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Ответственный исполнитель
Годы
Предполагаемый объем финансирования, тыс. руб.
всего
федеральн. бюджет
областной бюджет
районный бюджет
бюджеты поселений
др. источники
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Задача 1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства
1.1.
Торжественное празднование: Дня работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства, Дня российского предпринимателя и т.п.
2015 - 2017 годы
ОРМП
Всего
125,0
125,0
2015 г.
10,0
10,0
2016 г.
55,0
55,0
2017 г.
60,0
60,0
1.2.
Проведение районных конкурсов в сфере малого и среднего предпринимательства
2015 - 2017 годы
ОРМП, Бизнес-инкубатор
Всего
55,0
55,0
2015 г.
2016 г.
25,0
25,0
2017 г.
30,0
30,0
1.3.
Проведение конкурса на лучшее украшение объекта малого и среднего предпринимательства к Новому году
2015 - 2017 годы
ОРМП
Всего
65,0
65,0
2015 г.
10,0
10,0
2016 г.
25,0
25,0
2017 г.
30,0
30,0
Итого по задаче 1
Всего
245,0
245,0
2015 г.
20,0
20,0
2016 г.
105,0
105,0
2017 г.
120,0
120,0
Задача 2. Оказание финансовой поддержки малого предпринимательства
2.1.
Субсидирование расходов на участие в зарубежных и российских выставках
2015 - 2017 годы
ОРМП, Бизнес-инкубатор
Всего
255,0
255,0
2015 г.
20,0
20,0
2016 г.
115,0
115,0
2017 г.
120,0
120,0
Итого по задаче 2
Всего
255,0
255,0
2015 г.
20,0
20,0
2016 г.
115,0
115,0
2017 г.
120,0
120,0
Задача 3. Обучение и подготовка кадров в сфере малого предпринимательства и представителей инфраструктуры поддержки МСП
3.1.
Организация обучающих курсов и семинаров для представителей МСП, студентов вузов, старшеклассников и безработных граждан
2015 - 2017 годы
ОРМП, Бизнес-инкубатор
Всего
165,0
165,0
2015 г.
10,0
10,0
2016 г.
75,0
75,0
2017 г.
80,0
80,0
3.2.
Организация обучения по вопросам охраны труда и техники безопасности на малых предприятиях
2015 - 2017 годы
ОРМП, Бизнес-инкубатор
Всего
95,0
95,0
2015 г.
2016 г.
45,0
45,0
2017 г.
50,0
50,0
3.3.
Повышение квалификации специалистов, осуществляющих поддержку и развитие предпринимательства в районе
2015 - 2017 годы
ОРМП, Бизнес-инкубатор
Всего
75,0
75,0
2015 г.
2016 г.
35,0
35,0
2017 г.
40,0
40,0
3.4.
Проведение обучающих семинаров, мастер-классов для субъектов, начинающих собственный бизнес
2015 - 2017 годы
ОРМП, АНО ЦРП (по согласованию), Бизнес-инкубатор
Всего
15,0
15,0
2015 г.
2016 г.
7,0
7,0
2017 г.
8,0
8,0
Итого по задаче 3
Всего
350,0
350,0
2015 г.
10,0
10,0
2016 г.
162,0
162,0
2017 г.
178,0
178,0
Задача 4. Мониторинг и реклама субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие в продвижении продукции на рынок
4.1.
Публикации в периодических изданиях о товаропроизводителях и успешно развивающихся субъектах малого и среднего предпринимательства Павловского района
2015 - 2017 годы
ОРМП, АНО ЦРП (по согласованию)
Всего
28,0
28,0
2015 г.
2016 г.
13,0
13,0
2017 г.
15,0
15,0
Итого по задаче 4
Всего
28,0
28,0
2015 г.
2016 г.
13,0
13,0
2017 г.
15,0
15,0
Задача 5. Развитие малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания и общественного питания населения
5.1.
Проведение конкурсов:
"Лучшее предприятие бытового обслуживания населения";
"Лучшее предприятие общественного питания";
"Конкурс кулинарного мастерства";
"Конкурс на лучший: молодежный проект, инновационный проект, профессиональное мастерство в сфере бытового обслуживания и услуг"
2015 - 2017 годы
ОРМП, АНО ЦРП (по согласованию), Бизнес-инкубатор
Всего
315,0
315,0
2015 г.
2016 г.
155,0
155,0
2017 г.
160,0
160,0
Итого по задаче 5
Всего
315,0
315,0
2015 г.
2016 г.
155,0
155,0
2017 г.
160,0
160,0
Итого по Подпрограмме I:
Всего
1193,0
1193,0
2015 г.
50,0
50,0
2016 г.
550,0
550,0
2017 г.
593,0
593,0
2.5. Индикаторы достижения целей Подпрограммы
Достижение долгосрочных целей Подпрограммы будет оцениваться на основе данных статистической и ведомственной отчетности в соответствии с индикаторами достижения целей реализации Подпрограммы, представленными в таблице ниже.
N
Наименование индикаторов целей программы
Единицы измерения индикаторов целей программы
Значения индикаторов целей программы
2014 г. (оценка)
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1
Количество субъектов малого предпринимательства, всего
единиц
3900
3915
3930
3945
2
из них индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица
2468
2494
2504
2514
3
Среднесписочная численность работников малых предприятий
тыс. чел.
11,63
11,68
11,73
11,78
Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы I
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Наименование подпрограммы
Наименование главных распорядителей средств, годы реализации программы
Расходы, тыс. руб.
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
бюджеты поселений
прочие источники
1
2
3
4
5
6
7
8
Подпрограмма I "Развитие малого и среднего предпринимательства, сферы бытового обслуживания и общественного питания населения в Павловском муниципальном районе"
2015 год
50,0
0,0
0,0
50,0
0,0
0,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
50,0
0,0
0,0
50,0
0,0
0,0
Соисполнители:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2016 год
550,0
0,0
0,0
550,0
0,0
0,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
550,0
0,0
0,0
550,0
0,0
0,0
Соисполнители:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2017 год
593,0
0,0
0,0
593,0
0,0
0,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
593,0
0,0
0,0
593,0
0,0
0,0
Соисполнители:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
Итого по Подпрограмме I:
1193,0
0,0
0,0
1193,0
0,0
0,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
1193,0
0,0
0,0
1193,0
0,0
0,0
Соисполнители:
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
1. МБУ "Бизнес-инкубатор "Павловский"
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2. Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района" (по согласованию)
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
0,0
2.6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы I
(введен постановлением администрации Павловского района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Общий объем финансирования Подпрограммы I составляет 1193,0 тыс. рублей из средств районного бюджета.
Объемы финансирования по Подпрограмме I будут ежегодно уточняться исходя из возможностей районного бюджета на соответствующий период.
2.7. Анализ рисков реализации Подпрограммы
В рамках реализации Подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, что может привлечь недофинансирование, сокращение или прекращение подпрограммных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение средств областного бюджета и внебюджетного финансирования в сферу туризма.
Административные риски.
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией Подпрограммы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может привлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации Подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Подпрограммы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Подпрограммы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Подпрограммы;
- регулярный мониторинг реализации и своевременная корректировка мероприятий Подпрограммы.
2.8. Оценка планируемой эффективности Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы предполагается достижение следующих результатов:
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
- увеличение числа рабочих мест за счет создания новых малых предприятий;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- развитие обучающих, консультационных, финансовых и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- создание единой системы подготовки и переподготовки предпринимателей.
Социальная эффективность
№ п/п
Наименование показателя
Един. измер.
2014 г. (оценка)
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1.
Среднесписочная численность работников малого предпринимательства, всего
тыс. чел.
11,63
11,68
11,73
11,78
2.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости
тыс. чел.
0,170
0,165
0,160
0,155
3.
Социальная эффективность
68,42
70,79
73,32
76,0
Вывод: Динамика социальной эффективности за период 2015 - 2017 годов является положительной, т.к. увеличивается количество рабочих мест.
ПОДПРОГРАММА II
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПАВЛОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ"
(далее - Подпрограмма)
1. ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Наименование Подпрограммы
Развитие туризма в Павловском муниципальном районе
Муниципальный заказчик Подпрограммы
Администрация Павловского муниципального района Нижегородской области
Соисполнители Подпрограммы
Управление культуры, спорта и работы с молодежью МБУК "Павловский исторический музей" (по согласованию)
Цель Подпрограммы
Формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Павловского муниципального района Нижегородской области
Задачи Подпрограммы
- маркетинг и реклама туристического потенциала района;
- развитие существующих и создание новых объектов туризма;
- создание условий для развития малого предпринимательства в сфере туризма;
- повышение квалификации кадров субъектов туриндустрии
Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы - 2015 - 2017 гг. Подпрограмма реализуется в один этап
Объемы и источники финансирования Подпрограммы II
(тыс. руб.)
Источники финансирования
Годы
2015
2016
2017
Всего за период реализации Программы
Всего, в т.ч.
80,0
776,0
658,0
1514,0
Районный бюджет
80,0
776,0
658,0
1514,0
(в ред. постановления администрации Павловского района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Индикаторы достижения цели Подпрограммы
1) Количество информационных материалов о турпотенциале Павловского муниципального района - 30 ед.
2) Количество объектов показа - 33 ед.
3) Количество организаций, предоставляющих туристические услуги в Павловском муниципальном районе, - 96 ед.
2. Текстовая часть
2.1. Характеристика текущего состояния
Актуальность разработки и принятия Подпрограммы обусловлена тенденциями развития отрасли "туризм". Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей.
Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.
Причиной столь успешного развития отрасли является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):
- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях;
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в район дополнительных денежных средств;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджета;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия района;
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;
- экологический туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж района.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики.
Основными причинами неразвитости туристской отрасли в районе являются следующие:
- слабая маркетинговая политика по продвижению турпродукта на туристские рынки;
- недостаточно развитая материальная база туристской индустрии и неразвитая туристская инфраструктура;
- неудовлетворительное состояние и недостаток объектов показа, способных удовлетворить потребности туристов;
- отсутствие квалификационного персонала.
В целях развития туристской индустрии на территории района администрация Павловского муниципального района Нижегородской области разработала настоящую Подпрограмму.
Туристические ресурсы Павловского муниципального района
Павловский муниципальный район - это край, перспективный для разных видов туризма: культурно-познавательного, круизного, делового и событийного, экологического туризма. Для развития туризма район обладает как традиционными, так и уникальными ресурсами.
Город Павлово - один из старейших приокских городов России, родина кустарей и умельцев по металлу, духовный и деловой центр Окского региона. "Ножевая столица России", "Замочный центр России", "Русский Золинген" - это неполный перечень названий, которые носит город Павлово. Традиции, заложенные в веках, живы и поныне. Всей России известны изделия современных павловских мастеров - "Царь-замок" весом в 300 кг, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса, микроскопическая механическая блоха и знаменитые столовые приборы.
Славится наш город уникальными памятниками истории и архитектуры, такими как усадьба купца Гомулина - ныне знаменитый Павловский исторический музей, усадьба П. Щеткина, дом, в котором родился и жил академик А.Е. Фаворский, и другими.
Павловский муниципальный район располагает заповедной зеленой зоной лесов, озер и рек, расположенных в заречной части города, - сочетание гармонии, культуры и природы доставит туристам массу впечатлений, подарит силы и здоровье, заставит на минутку остановиться, забыть о современном ритме жизни, вдохновит на новые дела. Турбаза "Кусторка", санаторий "Солнечный", база отдыха "Лесная здравница" круглый год радушно открывают свои двери для отдыхающих.
Широту русской души и умение творить гости нашего района могут почувствовать и оценить по достоинству на традиционных фестивалях и праздниках, прижившихся на Павловской земле: гусиные бои, конкурс певчих канареек, праздник поэзии и песни "Малая Родина", поэтический фестиваль "Ока литературная", праздник валенка, катание на финках, праздник лимона. Павловчане охотно поделятся с гостями секретами на мастер-классах по выращиванию знаменитого павловского лимона.
В Павлово есть прекрасные образцы церковного зодчества - Церковь Воскресения Христова (год постройки 1778); собор Вознесения Христова (был построен в 1775 г.). В 1995 начато восстановление женского Абабковского монастыря, который был основан в 1818 году по благословению преподобного Серафима Саровского и был одним из центров иконописи, рукоделия, благотворительности. В настоящее время полным ходом идет восстановление Островоезерского Свято-Троицкого монастыря близ г. Ворсма, история которого насчитывает более 300 лет.
Павлово входит в один из основных действующих туристских маршрутов по южному кольцу Нижегородской области: Нижний Новгород - Богородск - Павлово - Вача - Казаково - Выкса - Нижний Новгород.
Характеристика туристской инфраструктуры
Транспортная инфраструктура.
Состояние дорожно-транспортной инфраструктуры в районе можно оценить как удовлетворительное для развития туризма.
Инфраструктура размещения.
Инфраструктура размещения в Павловском муниципальном районе представлена 9 коллективными средствами размещения общей вместимостью 204 места. Стоимость одной ночевки в гостиницах г. Павлово и района колеблется от 700 рублей до 2700 руб. в зависимости от классности гостиницы и категории номера.
Кроме того, на территории района функционирует три специализированных средства размещения (санаторий "Солнечный", Санаторий-профилакторий "Ока" ФКП "Завод им. Свердлова", ГУ "Центр восстановительной медицины и реабилитации МВД РФ" г. Горбатов), где можно не только отдохнуть но и поправить свое здоровье, и 4 турбазы ("Лесная здравница", "Восход", "Кусторка", "Красный курган" - введен в эксплуатацию в июне 2014 года после реконструкции).
Развитие туризма в Павловском муниципальном районе требует системности и комплексности, поскольку сама отрасль "туризм" носит ярко выраженный межотраслевой характер, включая различные секторы экономики, культуру, природное наследие и др. Для развития туристской инфраструктуры посредством четкого планирования и аккумулирования разных источников финансирования на развитие туризма необходимо решение проблемы программным методом.
2.2. Цели и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является: формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Павловского муниципального района Нижегородской области. Указанная цель будет достигнута через решение следующих задач:
- маркетинг и реклама туристического потенциала района;
- развитие существующих и создание новых объектов туризма в Павловском муниципальном районе;
- создание условий для развития малого предпринимательства в сфере туризма;
- повышение квалификации кадров в сфере туриндустрии.
2.3. Сроки и этапы реализации
Подпрограмма реализуется с 2015 по 2017 год в один этап.
2.4. Перечень мероприятий муниципальной Подпрограммы
Достижение поставленных целей и задач Подпрограммы осуществляется посредством комплекса мероприятий, указанных в таблице 1.
Перечень
мероприятий Подпрограммы II
"Развитие туризма в Павловском районе"
(в ред. постановления администрации Павловского
района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Таблица 1
№ п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации (годы)
Ответственный исполнитель
Годы
Предполагаемый объем финансирования, тыс. руб.
Всего
Федеральный бюджет
Областной бюджет
Районный бюджет
Средства поселений
Другие источники
Задача 1. Маркетинг и реклама туристического потенциала района
1.1.
Подготовка, издание, изготовление рекламно-информационных материалов о турпотенциале города и района (каталогов, буклетов, схем-карт, путеводителей, плакатов, открыток, брошюр и т.д.) и тематической сувенирной продукции (значки, брелоки о Павлове, о гусиных боях, канарейках, лимонах, кузнецах и т.п.)
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
135,0
135,0
2015
20,0
20,0
2016
55,0
55,0
2017
60,0
60,0
1.2.
Размещение информации о потенциале города и района в областных и российских СМИ, приобретение изданий
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
75,0
75,0
2015
2016
35,0
35,0
2017
40,0
40,0
1.3.
Подготовка, тиражирование и распространение CD- и DVD-дисков о городе Павлово, о туристических объектах города и района, в т.ч. на иностранных языках
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
35,0
35,0
2015
2016
15,0
15,0
2017
20,0
20,0
1.4.
Подготовка и проведение презентаций о туристическом потенциале района, PR-акции в городах области и других регионах России, участие стендом района в российских и международных туристических выставках, создание экспозиций, приобретение выставочного оборудования
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
40,0
40,0
2015
2016
20,0
20,0
2017
20,0
20,0
1.5.
Размещение информации о туристическом потенциале района в сети Интернет. Создание официального туристско-информационного сайта Павловского муниципального района, поддержка сайта
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
19,0
19,0
2015
5,0
5,0
2016
6,0
6,0
2017
8,0
8,0
1.6.
Размещение информации о туристическом потенциале района в Российском туристическом каталоге "Отдых в России"
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
165,0
165,0
2015
30,0
30,0
2016
60,0
60,0
2017
75,0
75,0
1.7.
Изготовление и установка знаков туристской навигации
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
30,0
30,0
2015
2016
15,0
15,0
2017
15,0
15,0
1.8.
Создание и организация деятельности "Туристско-информационного центра"
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
40,0
40,0
2015
2016
25,0
25,0
2017
15,0
15,0
ИТОГО по задаче 1
Всего
539,0
539,0
2015
55,0
55,0
2016
231,0
231,0
2017
253,0
253,0
Задача 2. Развитие существующих и создание новых объектов туризма в Павловском муниципальном районе
2.1.
Благоустройство дворовой территории усадьбы Гомулиных
2016
УКСиРМ, Музей
Всего
210,0
210,0
2015
0
0
2016
210,0
210,0
2017
0
0
2.2.
Открытие Музея ножа, приобретение оборудования для показа, приобретение фондов музея
2015
УКСиРМ, Музей
Всего
20,0
20,0
2015
20,0
20,0
2016
0
0
2017
0
0
2.3.
Открытие и организация работы сувенирной лавки на территории Павловского исторического музея
2017
УКСиРМ, Музей
Всего
50,0
50,0
2015
0
0
2016
0
0
2017
50,0
50,0
2.4.
Установка мемориальной доски Ю.М. Ткачевскому, разработка нового экскурсионного маршрута
2015
УКСиРМ
Всего
50,0
50,0
2015
0
0
2016
50,0
50,0
2017
0
0
2.5.
Разработка и введение новых экскурсионных маршрутов "Павловские святыни"; "Павловская охота и рыбалка" и других
2016 - 2017
УКСиРМ, Музей
Всего
150,0
150,0
2015
0
0
2016
70,0
70,0
2017
80,0
80,0
2.6.
Развитие событийного туризма. Проведение тематических праздников на территории сельских поселений (праздник каши, валенка, праздник самовара и др.)
2015 - 2017
УКСиРМ
Всего
150,0
150,0
2015
5,0
5,0
2016
65,0
65,0
2017
80,0
80,0
ИТОГО по задаче 2
Всего
630,0
630,0
2015
25,0
25,0
2016
395,0
395,0
2017
210,0
210,0
Задача 3. Создание условий для развития малого предпринимательства в сфере туризма
3.1.
Проведение Всемирного дня туризма
Ежегодно
УКСиРМ, ОРМП
Всего
35,0
35,0
2015
2016
15,0
15,0
2017
20,0
20,0
3.2.
Проведение конкурса "Лидеры туристской индустрии в Павловском районе" и участие в конкурсах в сфере туризма
Ежегодно
УКСиРМ, ОРМП
Всего
25,0
25,0
2015
2016
10,0
10,0
2017
15,0
15,0
3.3.
Организация обучающих курсов, семинаров для представителей малого и среднего предпринимательства в сфере туризма
2015 - 2017
ОРМП
Всего
2015
2016
2017
ИТОГО по задаче 3
Всего
60,0
60,0
2015
0
0
2016
25,0
25,0
2017
35,0
35,0
Задача 4. Повышение квалификации кадров субъектов туриндустрии
4.1.
Участие в областных, российских семинарах, совещаниях, школах, курсах, тренингах и т.п. по вопросам развития туризма и туриндустрии
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
115,0
115,0
2015
2016
55,0
55,0
2017
60,0
60,0
4.2.
Проведение обучающих семинаров по привлечению и обслуживанию туристов, по сохранению и развитию традиционных павловских ремесел (в т.ч. мастер-классов в школе с. Вареж, в клубе "Любава" и др.)
2015 - 2017
УКСиРМ, ОРМП
Всего
170,0
170,0
2015
2016
70,0
70,0
2017
100,0
100,0
ИТОГО по задаче 4
Всего
285,0
285,0
2015
2016
125,0
125,0
2017
160,0
160,0
ИТОГО ПО ПОДПРОГРАММЕ II
Всего
1514,0
1514,0
2015
80,0
80,0
2016
776,0
776,0
2017
658,0
658,0
2.5. Индикаторы достижения цели Подпрограммы
Достижение долгосрочных целей Подпрограммы будет оцениваться на основе данных статистической и ведомственной отчетности в соответствии с индикаторами достижения целей реализации Подпрограммы, представленными в таблице 2.
Таблица 2
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Наименование индикатора
Ед. измерения
Значение индикатора
2013 год (отчет)
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Количество информационных материалов о турпотенциале Павловского муниципального района
ед.
19
22
24
27
30
Количество объектов туристического показа
ед.
24
27
28
31
33
Количество организаций, предоставляющих туристические услуги в Павловском муниципальном районе
ед.
84
89
92
95
98
2.6. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
------------------------------------------------------------------
Постановлением администрации Павловского района Нижегородской области от 20.01.2015 № 15 в абзац первый пункта 2.6 внесены изменения, в соответствии с которыми слова "составляет 2099,0 тыс. рублей" заменены словами "составляет 1514,0 тыс. рублей".
------------------------------------------------------------------
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 6560,0 тыс. рублей, в том числе средства районного бюджета - 6560,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования по Подпрограмме будут ежегодно уточняться исходя из возможностей районного бюджета на соответствующий период.
Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы II
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
Наименование Подпрограммы II
Наименование главных распорядителей средств, годы реализации Подпрограммы II
Расходы, тыс. руб.
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
бюджеты поселений
прочие источники
1
2
3
4
5
6
7
8
Развитие туризма в Павловском муниципальном районе
2015 год
80,0
80,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района
80,0
80,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2016 год
776,0
776,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района
776,0
776,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2017 год
658,0
658,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района
658,0
658,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
Итого по подпрограмме:
1514,0
1514,0
в т.ч.
Администрация Павловского муниципального района (отдел развития малого предпринимательства, потребительского рынка, услуг и туризма)
Соисполнители:
1. Управление культуры, спорта и работы с молодежью администрации Павловского муниципального района
1514,0
1514,0
2. МБУК "Павловский исторический музей"
2.7. Анализ рисков реализации Подпрограммы
В рамках реализации Подпрограммы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования, что может привлечь недофинансирование, сокращение или прекращение подпрограммных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков выступают:
- ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Подпрограммы, в зависимости от достигнутых результатов;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение средств областного бюджета и внебюджетного финансирования в сферу туризма.
Административные риски.
Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией Подпрограммы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может привлечь за собой нарушение планируемых сроков реализации Подпрограммы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Подпрограммы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются:
- формирование эффективной системы управления реализацией Подпрограммы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации Подпрограммы;
- регулярный мониторинг реализации и своевременная корректировка мероприятий Подпрограммы.
Кадровые риски обусловлены определенным дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, что снижает эффективность работы предприятий и организаций туристской индустрии и качества представляемых услуг. Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством обеспечения притока высококвалифицированных кадров и переподготовки имеющихся специалистов.
2.8. Оценка планируемой эффективности Подпрограммы
Оценка социальной эффективности подпрограммы представлена в таблице 4.
Таблица 4
(в ред. постановления администрации Павловского района
Нижегородской области от 20.01.2015 № 15)
№ п/п
Показатели
Ед. изм.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
1
Индикатор цели программы:
Количество объектов туристического показа
ед.
27
28
31
33
Количество туристов, посетивших Павловский муниципальный район
тыс. чел.
22,0
22,5
24,0
25,0
Социальная эффективность
1,23
1,24
1,29
1,32
------------------------------------------------------------------