Решение Нижегородского УФАС России от 26.12.2014 по делу N 1350-ФАС52-07/14 <О признании рекламы финансовых услуг ненадлежащей рекламой>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2014 г. по делу № 1350-ФАС52-07/14
Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 декабря 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Смирнов С.В.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Михайлова Н.В.
-
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Айзман О.И.
-
член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 1350-ФАС52-07/14, возбужденное по признакам нарушения статьи 9, части 1 статьи 15, части 4 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Р-Р" (<...>, г. Нижний Новгород, <...>), в присутствии представителя ООО "Р-Р" по доверенности № <...> от 15.12.2014 г. - О.М.В.,
установила:
Нижегородским УФАС России проведено плановое контрольное мероприятие ООО "Р-Р" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"). В соответствии с Актом проверки от 17 октября 2014 г. в действиях ООО "Р-Р" по распространению рекламы с 01 января по 14 сентября 2014 года в Нижегородском эфире радио "Кт FM Нижний Новгород" выявлены признаки нарушения ФЗ "О рекламе".
27 октября 2014 года председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе вынес Определение о возбуждении дела № 1350-ФАС52-07/14 по признакам нарушения статьи 9, части 1 статьи 15, части 4 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя - ООО "Р-Р".
Рассмотрение дела назначено на 15.12.2014 г.
Изучив материалы дела № 1350-ФАС52-07/14, представленные документы, заслушав представителя ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В ходе проведения планового контрольного мероприятия в действиях ООО "Р-Р" по распространению рекламы с 01 января по 14 сентября 2014 года в Нижегородском эфире радио "Кт FM Нижний Новгород" выявлены признаки нарушения ФЗ "О рекламе", а именно:
- в рекламном сообщении ОАО НКБ "Рк" отсутствуют сроки проведения стимулирующего мероприятия (акции), что содержит признаки нарушения статьи 9 Федерального закона "О рекламе";
- перед началом трансляции рекламного блока отсутствует сообщение о последующей трансляции рекламы, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе";
- рекламное сообщение ОАО "Бд "Ор" содержит признаки нарушения части 4 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Трансляцию эфира радиоканала "Кт" на территории Нижегородской области осуществляет ООО "Р-Р".
С августа по сентябрь 2014 года в эфире радиостанции ООО "Р-Р" распространялась реклама ОАО НКБ "Рк" следующего содержания: "Акция "Время действовать" от Рк для деловых и активных. Откройте расчетный счет, получите кредит, и мы подключим Вас к системе дистанционного управления счетом бесплатно. Звоните прямо сейчас: 8-<...>. ОАО НКБ "Рк".
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ОАО НКБ "Рк", товаром выступает финансовая услуга - открытие счета в Банке.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
ОАО НКБ "Рк" представило выписку из тарифов, утвержденных Протоколом Правления № <...> от 18.07.2014 г., согласно которой Тариф "Акция "Время действовать!" включает в себя следующие бесплатные услуги:
- Открытие одного расчетного, текущего счета юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, включая юридическую экспертизу документов/закрытие расчетного, текущего счета;
- Подключение к системе ДБО (Дистанционное банковское обслуживание) "КБ");
- Подключение к услуге АТСС (Автоматическая телефонная справочная система).
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России считает достоверной рекламную информацию "Откройте расчетный счет, получите кредит, и мы подключим Вас к системе дистанционного управления счетом бесплатно". Следовательно, рекламное сообщение ОАО НКБ "Рк" соответствует требованиям пунктов 3 и 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 9 ФЗ "О рекламе" в рекламе о проведении стимулирующих мероприятий, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В своем объяснении (исх. № <...> от 10.11.2014) ОАО НКБ "Рк" сообщило, что в рассматриваемой рекламе фактически сообщалось о введении в действие нового тарифа "Акция "Время действовать", который распространяется на всех потенциальных клиентов банка, без ограничения по сроку действия.
Согласно письму ФАС России от 02.12.2011 № <...> "О разъяснении некоторых положений Федерального закона "О рекламе" мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренного статьей 9 ФЗ "О рекламе", и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования статьи 9 ФЗ "О рекламе", поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенной покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
Кроме того, рассматриваемое рекламное сообщение не содержит информацию о наличии и розыгрыше призового фонда, о выплате вознаграждения или выдаче награды за победу в состязании, условием участия в котором является приобретение товара, не сообщает о проведении азартной игры или пари. В проводимой "акции" также не указан срок, поскольку данный тариф введен в действие без ограничения срока.
Таким образом, рекламное сообщение ОАО НКБ "Рк" соответствует требованиям статьи 9 ФЗ "О рекламе".
В ходе контрольного мероприятия установлено, что перед началом трансляции рекламного блока отсутствует сообщение о последующей трансляции рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
Таким образом, действия ООО "Р-Р" противоречат требованиям части 1 статьи 15 ФЗ "О рекламе".
ООО "Р-Р" в письме от 15.12.2014 (исх. № <...>) признало нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе", и сообщило, что нарушение произошло в связи с несогласованностью действий руководства отдела в системе редакционной верстки эфира.
В материалах дела отсутствуют доказательства добровольного устранения выявленного нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О рекламе", в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Р-Р" предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
В ходе контрольного мероприятия выявлено сообщение ОАО "Бд "Ор" следующего содержания:
"ОАО "Бд "Ор" один из лидеров фондового рынка, входит в состав "Ор Холдинг". Предлагает частным и институциональным инвесторам полный спектр услуг по инвестированию на российском и на зарубежном фондовом рынке".
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламное сообщение направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ОАО "Бд "Ор", и к товару - услуги инвестирования на фондовом рынке, предложение частным и институциональным инвесторам воспользоваться услугами по инвестированию на российском и на зарубежном фондовом рынке.
Экономический словарь (смотри определение в интернете: http://abc.informbureau.com/html/einoeoooeiiaeuiua_eiaanoidu.html) дает определение институциональный инвестор.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ - коллективные держатели ценных бумаг: акций и облигаций. Это - крупные кредитно-финансовые учреждения, служащие посредниками между инвесторами и объектами инвестирования. Они аккумулируют временно свободные денежные средства предприятий и населения для последующего их инвестирования в производство товаров и услуг. При этом инвестор остается хозяином своих сбережений.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений":
инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Таким образом, комплексное восприятие рекламного сообщения позволяет сделать вывод о том, что ОАО "Бд "Ор" осуществляет инвестиционную деятельность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии).
Таким образом, инвестиционную деятельность могут осуществлять инвестиционные фонды, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ "О рынке ценных бумаг" брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. Следовательно, брокерские компании не могут осуществлять деятельность по инвестированию имущества в ценные бумаги и иные объекты.
ОАО "Бд "Ор" (ИНН <...>, ОГРН <...>, юр. адрес: <...>, Российская Федерация, г. Москва, <...>) имеет действующую лицензию Банка России № <...> от 28.06.2002 г. только на брокерскую деятельность и не имеет лицензии на осуществление акционерного инвестиционного фонда.
Таким образом, ОАО "Бд "Ор", не являясь акционерным инвестиционным фондом и не имея лицензии Банка России на осуществление деятельности инвестиционного фонда, не может "предлагать спектр услуг по инвестированию на российском и на зарубежном фондовом рынке".
Между тем, ОАО "Бд "Ор" разместило рекламу о полном спектре услуг по инвестированию.
В соответствии с частью 4 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами (в том числе ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих), должна содержать:
1) источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом;
2) сведения о месте или об адресе (номер телефона), где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рекламном сообщении ОАО "Бд "Ор" отсутствуют сведения о месте или об адресе (номер телефона), где до заключения соответствующего договора, заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию, таким образом, рекламное сообщение противоречит требованиям части 4 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела, представитель ответчика не признал нарушения части 4 статьи 28 ФЗ "О рекламе", так как считает рекламное сообщение "Бд "Ор" имиджевой рекламой.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение части 1 статьи 15, части 4 статьи 28 Закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламное сообщение ОАО "Бд "Ор" распространялось в эфире радиостанции на основании договора № <...> от 27.05.2014 г. на оказание услуг по размещению рекламных материалов в эфире радиоканала "Кт", заключенного между ООО "Р-Р" (исполнитель) и ООО "Ан" (заказчик). В соответствии с Приложением № 2 к договору график выхода рекламы в эфир осуществлялся в период с 03.06.2014 по 02.07.2014 года, общее количество выходов в эфир - 150.
В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения рекламного сообщения "Бд "Ор", в связи с чем, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Р-Р" предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, Комиссия,
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Р-Р" в эфире радиоканала "Кт FM Нижний Новгород", поскольку ее размещение противоречит требованиям части 1 статьи 15 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу ОАО "Бд "Ор", распространенную ООО "Р-Р" в эфире радиоканала "Кт FM Нижний Новгород", поскольку она противоречит требованиям части 4 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
3. Выдать ООО "Р-Р" предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ
Члены комиссии
Н.В.МИХАЙЛОВА
О.И.АЙЗМАН
------------------------------------------------------------------