Решение Нижегородского УФАС России от 11.04.2014 по делу N 1406-ФАС52-03/13 <О нарушении законодательства о защите конкуренции, выразившемся в необоснованном неосуществлении сетевой организацией мероприятий, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение энергопринимающего устройства объекта к электрическим сетям>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 апреля 2014 г. по делу № 1406-ФАС52-03/13
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела № 1406-ФАС52-03/13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - комиссия) в составе:
- Ю.Н. Гребнев
-
председатель комиссии, заместитель руководителя управления;
- И.А. Кошелева
-
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий;
- И.В. Потапова
-
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, -
с участием заявителя по делу Д.И.В., -
рассмотрев в открытом заседании комиссии с объявлением резолютивной части решения дело № 1406-ФАС52-03/13 о нарушении открытым акционерным обществом "ВВК" (далее - ОАО "ВВК", сетевая организация, ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем невыполнения в установленный срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Д.И.В. (далее - заявитель) к электрическим сетям,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение Д.И.В. на действия ОАО "ВВК", выразившиеся в необоснованном, с точки зрения заявителя, бездействии в части осуществления мероприятий, предусмотренных техническими условиями на технологическое присоединение энергопринимающего устройства объекта (садового дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, <...>, к электрическим сетям.
Рассмотрев заявление Д.И.В. в порядке статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции", Нижегородское УФАС России приказом от 18 декабря 2013 года № 525 возбудило в отношении ОАО "ВВК" дело о нарушении антимонопольного законодательства; действия (бездействие) ответчика квалифицированы как имеющие признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства позиция ОАО "ВВК", изложенная в том числе в письмах от 28.10.2013 № <...>, 23.01.2014 № <...> (приобщены к материалам дела), состояла в следующем.
Действительно ОАО "ВВК" нарушило сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Д.И.В. Однако причиной указанного явились обстоятельства, не зависящие от воли ответчика. В частности, в рассматриваемой ситуации возникла необходимость получения земельного участка для строительства на нем новой ТП; указанный участок получен в аренду только 11.09.2013 (уже за пределами установленного договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям срока). Кроме того, дополнительные временные затраты обусловлены также необходимостью получения заявок (как минимум 10) на технологическое присоединение к электрическим сетям от иных граждан, имеющих жилые дома в непосредственной близости от дома заявителя. Таким образом, как таковое бездействие ОАО "ВВК" отсутствует, поскольку данным лицом в сложившихся обстоятельствах совершены все возможные действия, направленные на осуществление технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям в минимально возможные сроки.
Присутствовавшая 04.04.2014 на заседании комиссии Д.И.В. сообщила, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) № <...> заключен с ОАО "ВВК" 11.10.2012. Согласно условиям данного договора технологическое присоединение должно было быть осуществлено 11.04.2013. Нарушение ОАО "ВВК" сроков исполнения обязательств привело к ущемлению прав и законных интересов Д.И.В., которая в результате бездействия ответчика в течение длительного периода времени была лишена возможности пользоваться услугами электроснабжения. Между тем 02.04.2014 ОАО "ВВК" выполнила все мероприятия, предусмотренные договором от 11.10.2012 № <...>, осуществив технологическое присоединение садового домика к электрическим сетям.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
По делу установлено, что 11.10.2012 ОАО "ВВК" и Д.И.В. заключили договор № <...> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Согласно положениям данного договора ОАО "ВВК" обязалось в течение 6 месяцев с момента заключения договора осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающего устройства Д.И.В. (садового дома), расположенного по адресу: Нижегородская область, <...>, к электрическим сетям.
Как следует из технических условий для присоединения к электрическим сетям от 11.10.2012 № 101/12, являющихся приложением № 1 к вышеупомянутому договору об осуществлении технологического присоединения, ОАО "ВВК" обязано выполнить:
1. Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение передачи электроэнергии потребителю от РУ-0,4 кВ новой ТП, включающий в себя организационные и технические мероприятия, с учетом присоединения заявленной мощности 15 кВт, а именно:
- проектирование и монтаж новой ТП;
- проектирование и монтаж линии электропередачи 6 кВ от основного источника питания до РУ-6 кВ новой ТП;
- проектирование и монтаж новой ВЛ-0,4 кВ с установкой опор от РУ-0,4 кВ новой ТП до границ участка Д.И.В.
2. Мероприятия по обеспечению надежности электроснабжения в соответствии с заявленной категорией и качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ-13109-97, ГОСТ Р 53333-2008 на границе раздела балансовой принадлежности.
3. Проверку выполнения технических условий заявителем и составление акта о технологическом присоединении, акта о разграничении балансовой принадлежности, акта эксплуатационной ответственности сторон, акта о выполнении технических условий.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления технологического присоединения объекта заявителя к электрическим сетям ОАО "ВВК" совершены следующие действия.
15.02.2013 сетевой организацией в адрес главы администрации <...> муниципального района подано заявление о предоставлении в аренду земельного участка для строительства трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ (далее также - ТП 6/0,4 кВ) "для электроснабжения заявителей на технологическое присоединение энергопринимающих устройств СНТ "Д", расположенных по адресу: Нижегородская область, <...>". В ту же дату ответчик направил обращение в общество с ограниченной ответственностью "З" от 25.02.2013 № 07 о выполнении землеустроительных и кадастровых работ, а также обращение в общество с ограниченной ответственностью "Р" о проведении инженерных изысканий для строительства ТП.
11.09.2013 администрацией <...> муниципального района Нижегородской области принято постановление № 2146 о предоставлении в аренду ОАО "ВВК" земельного участка площадью 16 кв. м (кадастровый номер <...>), расположенного по адресу: Нижегородская область, <...> сроком на 11 месяцев для строительства ТП 6/0,4 кВ. 20.09.2013 администрацией <...> муниципального района Нижегородской области и ОАО "ВВК" заключен договор аренды земельного участка от <...> № <...>.
На момент возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства (18.12.2013) выполнены землеустроительные и кадастровые работы для строительства ТП 6/0,4 кВ по договору № 07 от 25.02.2013, заключенному с ООО "З" (акт приемки-передачи выполненных работ от 06.05.2013 к договору подряда № 07 от 25.02.2013). По договору № 12 от 28.02.2013, заключенному ответчиком с ООО Р", проведены инженерные изыскания и топографо-геодезические изыскания для строительства ТП 6/0,4 кВ (акт № <...> от 20.05.2013).
Строительство новой ТП и линий электропередачи по состоянию на 18.12.2013 не осуществлено.
Таким образом, ОАО "ВВК" не исполнило предусмотренные договором от 11.10.2012 № <...> мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств объектов заявителя как в установленный данным договором срок, так и на момент возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства № 1406-ФАС52-03/13.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сферы деятельности субъектов естественных монополий приведены в статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях", к которым относится, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Понятие сетевой организации определено также и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, принятых в соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", а именно: сетевые организации - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Исходя из положений пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, собственники объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать возмездные услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Начиная с 01.01.2008, на территории Нижегородской области введены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии (решение РСТ Нижегородской области от 22.12.2008 № 49/1).
В соответствии с действующей на территории области котловой тарифной моделью энергосбытовые организации заключают договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "МРСК Центра и Приволжья", имеющим статус "котлодержателя".
В свою очередь, ОАО "МЦП" заключает договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии вышеуказанным потребителям со всеми иными сетевыми организациями, действующими на территории Нижегородской области.
Для взаиморасчетов с ОАО "МЦП" указанным сетевым организациям региональной службой по тарифам Нижегородской области в пределах единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по их электрическим сетям.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2011 № 61/2 (действует в редакции от 16.12.2013) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "ВВК" и ОАО "МЦП" на 2012 - 2014 годы.
Решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2013 № 68/1 ОАО "ВВК" на период с 1 января по 31 декабря 2014 года установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Нижегородской области.
Таким образом, ООО "ВВК", являясь сетевой организацией на территории Нижегородской области, предоставляющей услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям общества и услуги по передаче электроэнергии лицам, чьи энергопринимающие устройства присоединены к энергосистеме общества, является субъектом рынка электрической энергии, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, что в силу части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" свидетельствует о том, что ее положение на соответствующем товарном рынке в географических границах присоединенных электрических сетей является доминирующим.
При этом следует иметь в виду, что с учетом понятия "сетевая организация", указанного в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, осуществление мероприятий по технологическому присоединению энергопотребляющих объектов является неотъемлемой частью процесса оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
По смыслу положений пункта 7 названных Правил одним из обязательных этапов процедуры технологического присоединения является выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок (статьи 309, 314 ГК РФ).
Согласно пункту 16 Правил технологического присоединения (в том числе в редакциях, действовавших на момент заключения ОАО "МЦП" договоров с заявителями по делу) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора, не может превышать:
6 месяцев - для заявителей - физических лиц, желающих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Ранее указывалось, что договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № <...>, заключенным 11.10.2012 ОАО "ВВК" с Д.И.В., предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется в отношении садового домика с максимальной мощностью энергопринимающих устройств 15 кВт; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - НН (0,38 кВ), расстояние до границ земельного участка заявителя менее 300 метров. Таким образом, учитывая положения пункта 16 Правил технологического присоединения, пункта 1.5 договора об осуществлении технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению объекта Д.И.В. к электрическим сетям должны были быть исполнены до 11.04.2013.
Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям 11.10.2012, какие-либо действия по его исполнению сетевой организацией совершены лишь спустя 4 месяца (направление обращений в администрацию <...> муниципального района Нижегородской области, а также в подрядные организации только 15.02.2013).
При этом комиссия антимонопольного органа не принимает пояснение ОАО "ВВК" относительно причин столь длительного бездействия (необходимость получения как минимум 10 заявлений об осуществлении технологического присоединения объектов лиц, располагающихся в непосредственной близости от садового домика Д.И.В.), поскольку указанные обстоятельства не имеют юридического значения в рассматриваемой ситуации и не влекут правовых последствий в виде возможности неисполнения сетевой организацией в установленный срок условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В конечном итоге ответчиком осуществлено технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств Д.И.В. с опозданием на 11 месяцев 21 день.
Оценивая установленные фактические обстоятельства в контексте их правового регулирования, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что ОАО "ВВК", допустив существенное нарушение установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств объектов заявителя, нарушило запреты части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В то же время в данном случае комиссией Нижегородского УФАС России принимается во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела (на 04.04.2014) сетевая организация выполнила мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта Д.И.В., чему имеется документальное подтверждение (акт технологического присоединения энергопринимающего устройства Д.И.В. к электрическим сетям ОАО "ВВК" от 02.04.2014 № <...>, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 02.02.2014 № 101/12, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон от 02.04.2014 № 101/12). Таким образом, установленное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.
На основании изложенного, комиссия, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать установленным факт нарушения открытым акционерным обществом "ВВК" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" путем невыполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Д.И.В. к электрическим сетям.
2. Рассмотрение дела № 1406-ФАС52-03/13 прекратить в связи с добровольным устранением открытым акционерным обществом "ВВК" нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Ю.Н.ГРЕБНЕВ
Члены комиссии
И.А.КОШЕЛЕВА
И.В.ПОТАПОВА
------------------------------------------------------------------