Постановление избиркома Нижегородской области от 10.04.2014 N 065/821-5 "О применении положений Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года N 70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области", запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при проведении выборов Губернатора Нижегородской области"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2014 г. № 065/821-5
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28 ИЮНЯ 2012 ГОДА № 70-З "О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", ЗАПРЕЩАЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО ИЛИ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
На основании пункта 4 статьи 24 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года № 70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области" избирательная комиссия Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить Разъяснения о применении положений Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года № 70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области", запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при проведении выборов Губернатора Нижегородской области (прилагается).
2. Направить настоящее постановление в территориальные избирательные комиссии Нижегородской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председатель избирательной комиссии
Нижегородской области
С.А.КУЗЬМЕНКО
Секретарь избирательной комиссии
Нижегородской области
О.В.АНДРИАНОВА
Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Нижегородской области
от 10 апреля 2014 г. № 065/821-5
РАЗЪЯСНЕНИЯ
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 28 ИЮНЯ 2012 ГОДА № 70-З "О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", ЗАПРЕЩАЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО ИЛИ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), части 4 статьи 39 Закона Нижегородской области от 28 июня 2012 года № 70-З "О выборах Губернатора Нижегородской области" (далее - Закон области), под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых избирательными объединениями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование избирательных объединений, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности избирательных объединений, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях ведения предвыборной агитации в случае, если иным кандидатам для этих же целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с вышеназванным Законом области;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными и (или) органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
2. Указанный выше перечень является исчерпывающим. Соответственно, совершение вышеуказанных действий кандидатом влечет за собой определенные последствия. Так, неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения является основанием для отказа в регистрации кандидата (пункт 12 части 3 статьи 37 Закона области), для отмены судом регистрации кандидата по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, иного зарегистрированного кандидата (пункты 1, 2 части 5 статьи 79 Закона области), для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов Губернатора Нижегородской области после определения результатов выборов (пункт 4 части 4 статьи 80 Закона области).
3. Также необходимо подчеркнуть, что должностным лицам, журналистам, иным творческим работникам организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо их доверенными лицами или уполномоченными представителями по финансовым вопросам кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. Запрет распространяется только на избирательную тематику и не препятствует творческим выступлениям и публикациям журналистов по другим проблемам.
4. Согласно пункту 25) статьи 2 Закона области кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном вышеназванными Законами порядке в качестве претендента на должность Губернатора либо зарегистрированное избирательной комиссией Нижегородской области в качестве кандидата.
5. Согласно части 3 статьи 39 Закона области лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения или избрания кандидата.
Этот вид нарушений весьма распространен среди руководителей разного уровня, которые часто используют свои возможности выступлений перед населением для поддержки, положительной характеристики кандидатов, влияя тем самым на волеизъявление избирателей. Прямой запрет такой косвенной агитации способствует обеспечению равенства кандидатов.
6. Запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения распространяется на кандидатов и лиц, не являющихся кандидатами, на всех этапах избирательной кампании. Запрет касается следующих категорий:
6.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами;
6.2. Лица, замещающие государственные должности Нижегородской области, перечень которых установлен Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 225-З (ред. от 03.03.2014) "О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области", а именно:
Высшее должностное лицо Нижегородской области
Губернатор Нижегородской области, Председатель Правительства
Государственные должности Нижегородской области
в Законодательном Собрании Нижегородской области
Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, осуществляющие свои полномочия на постоянной профессиональной основе, в том числе:
Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области
Председатель комитета (комиссии, иного постоянного органа) Законодательного Собрания Нижегородской области
Заместитель председателя комитета (комиссии) Законодательного Собрания Нижегородской области
Руководитель фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
Заместитель руководителя фракции в Законодательном Собрании Нижегородской области
Государственные должности Нижегородской области
в Правительстве Нижегородской области
Вице-губернатор, первый заместитель Председателя Правительства Нижегородской области
Заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области
Министр Нижегородской области
Руководитель аппарата Правительства Нижегородской области - министр Правительства Нижегородской области
Министр Правительства Нижегородской области - полномочный представитель Губернатора в Законодательном Собрании Нижегородской области
Государственные должности Нижегородской области
в избирательной комиссии Нижегородской области
Председатель избирательной комиссии Нижегородской области
Заместитель председателя избирательной комиссии Нижегородской области
Секретарь избирательной комиссии Нижегородской области
Член избирательной комиссии (замещающий штатную должность в комиссии) Нижегородской области
Государственные должности Нижегородской области
в контрольно-счетной палате Нижегородской области
Председатель контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Заместитель председателя контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Аудитор контрольно-счетной палаты Нижегородской области
Иные государственные должности Нижегородской области
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
6.3. Лица, замещающие выборные муниципальные должности, а именно: депутаты, выборное должностное лицо местного самоуправления - глава муниципального образования;
6.4. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе (это должности государственной гражданской службы, муниципальной службы, лица, находящиеся на воинской службе, службе в органах МВД и т.п.);
6.5. Лица, являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также лица, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.
7. Согласно части 2 статьи 39 Закона области зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Губернатора освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей.
В соответствии со статьями 114 - 116, 128 Трудового кодекса РФ зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей путем предоставления отпуска (оплачиваемого или без сохранения заработной платы). Форму освобождения от выполнения служебных обязанностей зарегистрированный кандидат выбирает самостоятельно.
Указанные лица представляют в избирательную комиссию Нижегородской области заверенную копию приказа (распоряжения) не позднее чем через 3 дня со дня регистрации соответствующего кандидата.
8. Среди предусмотренных законами случаев использования преимуществ должностного или служебного положения необходимо обратить внимание на запрет, касающийся проведения агитации за кандидата в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления, если другим кандидатам не была предоставлена аналогичная возможность, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также обнародования в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространения от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств его избирательного фонда, как на пресечение распространенных приемов агитации с использованием административных возможностей.
9. Согласно части 6 статьи 40 Федерального закона № 67-ФЗ, части 5 статьи 39 Закона области соблюдение вышеперечисленных ограничений не должно препятствовать осуществлению действующим Губернатором Нижегородской области своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
------------------------------------------------------------------