Решение Нижегородского УФАС России от 01.04.2014 по делу N 1419-ФАС52-07/13 <О нарушении законодательства о рекламе, выразившемся в размещении рекламной конструкции с использованием олимпийской символики - олимпийского символа и наименования "SOCHI 2014" обществом, не являющимся партнером и лицензиатом Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета или Олимпийского комитета России>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 1 апреля 2014 г. по делу № 1419-ФАС52-07/13
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 апреля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В.
-
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Казарина М.Д.
-
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции;
Швецова О.Ю.
-
член Комиссии, начальник отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № 1419-ФАС52-07/13, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭР" (<...>, г. Москва, ул. <...>) с заменой ответчика на ООО "ТГ "К" (<...>, г. Москва, <...>) по признакам нарушения пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя Общества по доверенности № <...> от 12.03.2014 г. - Д.И.Л.
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области 16.12.2013 г. поступило обращение потребителя рекламы Х., по поводу рекламы с использованием Олимпийской символики - "Sochi 2014", размещенной на рекламной конструкции, установленной в городе <...> Нижегородской области, на пересечении улицы <...> и площади <...>, напротив Автостанции.
Данное рекламное сообщение содержит признаки нарушения пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", так как общество использует в рекламе Олимпийскую символику "Sochi 2014", не являясь партнером и лицензиатом Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета, Олимпийского комитета России.
В связи с этим, Определением от 20 декабря 2013 года в отношении ООО "ЭР" возбуждено производство по делу № 1419-ФАС52-07/13 по признакам нарушения пункта 8 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Определением от 12 февраля 2014 года ООО "ТГ "К" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
Изучив материалы дела, представленные документы и выслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.12.2013 г. на рекламной конструкции, установленной по адресу: Нижегородская область, г. <...>, на пересечении ул. <...> и пл. <...> напротив Автостанции, распространялось рекламное сообщение следующего содержания:
"Бытовая техника электроника "Э", все покупки ведут в Sochi 2014, с 8 ноября по 9 декабря Выиграйте путевку на Зимние Игры 2014 г. в Сочи, ул. <...>, ТЦ "Кт" LG стиральная машина... 13490 руб."
О данном факте составлен акт осмотра от 13 декабря 2013 года.
В сообщении использована олимпийская символика - олимпийский символ пяти переплетенных колец и наименование "SOCHI 2014".
Данное сообщение является рекламой, так как отвечает определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламные сообщения направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - ООО "ЭР".
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона "О рекламе" особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Олимпиаде).
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский", "Паралимпиада", "Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи 2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. В соответствии с частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения.
Правом использовать символику олимпиады 2014 г. обладают исключительно партнеры Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Исчерпывающий перечень компаний, обладающих правом использовать олимпийскую символику, указан на официальном сайте Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи: http://www.<...>.
ООО "ЭР" не является партнером Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, соответственно, не обладает правом использовать олимпийскую символику - символ пяти переплетенных колец и наименование "SOCHI 2014".
В ходе рассмотрения дела 21.01.2014 г. представитель ООО "ЭР" сообщил, что общество не имеет отношения к производству и распространению данной рекламы, а также к реализации рекламируемых товаров.
Комиссия Нижегородского УФАС России направила запрос в адрес администрации <...> муниципального района Нижегородской области по поводу установления рекламодателя - лица, осуществляющего торговую деятельность по адресу, указанному в рекламном сообщении.
Согласно информации, представленной администрацией <...> муниципального района Нижегородской области, лицом, осуществляющим торговую деятельность по адресу, указанному в рекламном сообщении: г. <...>, ТЦ "Кт", является ООО "ТГ "К" (ИНН <...>).
Таким образом, рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является - ООО "ТГ "К".
В связи с этим, Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым произвести замену ненадлежащего лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ЭР" на надлежащее лицо - ООО "ТГ "К".
Таким образом, реклама ООО "ТГ "К" с незаконным использованием символа олимпиады - пяти переплетенных колец и наименования "SOCHI 2014" противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (недостоверная реклама), несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламное сообщение распространялось в соответствии с договором подряда № <...> от 12.09.2013 г. заключенного между ООО "РМ" и ООО "ТГ "К".
Следовательно, рекламодателем рекламного сообщения является - ООО "ТГ "К". Таким образом, ООО "ТГ "К" нарушены требования пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ТГ "К" признал факт нарушения рекламного законодательства.
Приказом № 02 от 24.06.2013 г., ООО "ТГ "К" создало обособленное подразделение "К - Нижний Новгород", директором обособленного подразделения является - В.И.Ю.
В соответствии с пунктом 4.2 Устава ООО "ТГ "К", филиалы и представительство возглавляет руководитель (директор, генеральный директор и т.п.), который действует от имени общества на основании доверенности.
Согласно доверенности № <...> от 01.01.2014 г. В.И.Ю. может заключать договоры от имени Общества с правом подписи, хозяйственные и агентские договоры, договоры аренды и оказания услуг с государственными и коммерческими организациями, подготавливать, подписывать, подавать и получать финансовые и бухгалтерские документы, заявления, обращения и иные документы от имени общества.
Комиссия Нижегородского УФАС России полагает, что действия должностного лица - директора обособленного подразделения "К - Нижний Новгород" В.И.Ю. по ненадлежащему исполнению своих должностных обязанностей, привели к нарушению рекламного законодательства, в связи с чем, должностное лицо должно нести административную ответственность за выявленное нарушение.
В связи с тем, что размещение рекламы ООО "ТГ "К" на момент рассмотрения дела прекращено, Комиссия Нижегородского УФАС России приняла решение не выдавать Обществу предписание об устранении нарушения.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "ТГ "К" (адрес: <...>, г. <...>) распространяемую на рекламной конструкции, установленной в городе <...> Нижегородской области, на пересечении улицы <...> и площади <...>, напротив Автостанции, с использованием символа олимпиады - пяти переплетенных колец и наименования "SOCHI 2014", поскольку она противоречит требованиям пункта 8 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
С.В.СМИРНОВ
Члены Комиссии
М.Д.КАЗАРИНА
О.Ю.ШВЕЦОВА
------------------------------------------------------------------