Приказ минобразования Нижегородской области от 19.02.2014 N 382 "О проведении областного конкурса "Мастер года - 2014"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 февраля 2014 г. № 382
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "МАСТЕР ГОДА - 2014"
В целях совершенствования педагогического мастерства, повышения престижа рабочих профессий, продвижения передового педагогического опыта, повышения качества профессиональной подготовки молодых рабочих в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области и в рамках реализации государственной программы "Развитие образования в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.10.2013 № 802 (подпрограмма 3, мероприятие 6.11.8) приказываю:
1. Отделу подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования (Е.В. Перенкова), Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования (далее - ГБОУ СПО) "Нижегородский индустриальный колледж" (С.А. Варакса) организовать и провести в феврале - апреле 2014 года областной конкурс "Мастер года - 2014" (далее - Конкурс).
2. Утвердить прилагаемые положение о проведении Конкурса, составы оргкомитета, экспертной комиссии, жюри и смету расходов (не приводится).
3. Начальнику управления экономической политики, исполнения бюджета, учетной политики и развития материальной базы системы образования Т.Н. Коротыш произвести финансирование субсидии на иные цели для проведения мероприятия.
4. Директору ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж" С.А. Вараксе произвести оплату расходов в соответствии с прилагаемой сметой за счет средств субсидии на иные цели по реализации государственной программы "Развитие образования в Нижегородской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31.10.2013 № 802 (подпрограмма 3, п. 6.11.8).
5. Рекомендовать государственным бюджетным образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования принять участие в Конкурсе.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра И.А. Коршунова.
Министр
С.В.НАУМОВ
Утверждено
приказом
министерства образования
Нижегородской области
от 19.02.2014 № 382
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "МАСТЕР ГОДА - 2014"
1. Общие положения
1.1. Конкурс проводится министерством образования Нижегородской области и Центром юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж".
1.2. Настоящее положение определяет основные задачи и порядок проведения Конкурса.
1.3. Задачи Конкурса:
- выявление, изучение и распространение эффективных педагогических практик в организации образовательного процесса;
- стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности;
- повышение профессиональных компетенций мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов;
- расширение творческих связей и обмен новыми идеями и достижениями в области профессионального обучения.
1.4. Конкурс проводится по номинациям:
- мастер производственного обучения (далее - Мастер);
- преподаватель профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов (далее - Преподаватель).
1.5. Участники Конкурса должны демонстрировать знания, теоретическую и практическую подготовку, применяемые в образовательном процессе современные технологии.
1.6. Для организационно-методического обеспечения Конкурса формируются составы оргкомитета, экспертной комиссии и жюри.
1.7. Порядок проведения Конкурса устанавливает оргкомитет.
1.8. В оргкомитет входят специалисты министерства образования Нижегородской области и Центра юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж".
1.9. Оргкомитет:
- устанавливает процедуру проведения Конкурса;
- осуществляет прием и регистрацию материалов, представленных на Конкурс;
- выстраивает рейтинг участников для работы экспертной комиссии;
- определяет порядок награждения победителей и призеров Конкурса;
- устанавливает сроки проведения Конкурса;
- организует работу по обобщению и распространению материалов Конкурса.
1.10. Отбор участников Конкурса проводит экспертная комиссия.
1.11. В экспертную комиссию входят представители Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, специалисты ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования", работодатели, эксперты из профессорско-преподавательского состава вузов Нижегородской области, специалисты министерства образования, представители Совета директоров профессиональных образовательных организаций.
1.12. Экспертная комиссия:
- разрабатывает критерии оценки всех этапов Конкурса;
- проводит отбор участников на основе процедуры, критериев конкурсного отбора;
- проводит экспертизу документов участников Конкурса.
1.13. Конкурс проводится в четыре этапа:
- 1 этап - в образовательных учреждениях;
- 2 этап - заочный;
- 3 этап - отборочный;
- 4 этап - заключительный.
1.14. Для подведения итогов Конкурса формируется состав жюри. Жюри обеспечивает:
- оценку уровня выполнения творческих конкурсных заданий на четвертом - заключительном этапе Конкурса;
- определение победителей и призеров Конкурса в соответствии с положением.
2. Участники
В Конкурсе принимают участие Мастера и Преподаватели профессиональных образовательных организаций, стаж работы которых в должности не менее трех лет. Образовательное учреждение выдвигает на Конкурс по одному участнику в номинации.
3. Процедура проведения конкурсного отбора
Конкурс проводится в четыре этапа:
3.1. Первый этап (до 25 февраля 2014 года) - в образовательных учреждениях. Образовательные учреждения самостоятельно выбирают форму проведения и принципы отбора представителей на заочный этап Конкурса.
3.2. Второй этап - заочный (до 15 марта 2014 года).
На заочном этапе рассматриваются материалы, отражающие результативность деятельности Мастера и Преподавателя:
1. Достижения в обучении обучающихся за полный срок обучения по профессии, специальности определяются (за последние 3 года) для Мастеров и Преподавателей по следующим показателям:
- успеваемость группы по спецпредметам (для Мастеров), по предметам профессиональной подготовки (для Преподавателей) в сравнении со средней успеваемостью в образовательном учреждении;
- итоги учебной работы обучающихся по производственному обучению в сравнении со средним показателем по образовательному учреждению (приложение 1, форма № 1 - для Мастеров, приложение 3, форма 4 - для Преподавателей);
- участие и победы обучающихся в мероприятиях внутри образовательного учреждения, областного и всероссийского уровней (выставках и фестивалях профессионального творчества, олимпиадах профессионального мастерства). Данный показатель подтверждается копиями дипломов, грамот, приказов, протоколов жюри, фотоматериалами, статьями в прессе (приложение 1, форма № 2 - для Мастеров, приложение 3, форма 5 - для Преподавателей).
2. Собственные профессиональные достижения Мастера и Преподавателя определяются по следующим показателям:
- уровень квалификации;
- оснащенность образовательного процесса производственного обучения (приложение 2, форма № 3 - для Мастеров, приложение 4, форма 6 - для Преподавателей).
Кроме того, у Мастеров учитываются также следующие показатели:
- наличие квалификационной категории;
- сохранение контингента обучающихся на протяжении всего курса обучения (приложение 2, форма 3).
3. Педагогические проекты "От профессионального образования к образованию профессионалов".
Оценка педагогических проектов осуществляется по номинациям:
- рабочие программы дополнительных учебных дисциплин, профессиональных модулей и МДК, разработанные в рамках вариативной части ОПОП в соответствии с потребностями работодателей;
- модели организации внеурочной работы обучающимися в учреждениях профессионального образования;
- информационно-образовательная среда открытого профессионального образования;
- механизмы оценки качества профессиональной подготовки обучающихся начального и среднего профессионального образования.
Представленные на Конкурс материалы должны соответствовать целям Конкурса.
Комплект педагогического проекта должен состоять из текстового файла и презентации.
3.3. Требования к содержанию текстовых материалов:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- основной текст проекта;
- методические рекомендации по использованию проекта;
- список использованной литературы.
3.4. Требования к техническому оформлению текстового файла:
- редактор Microsoft Office Word;
- шрифт "Times New Roman" - основной текст - кегль 14;
- интервал - 1,5;
- верхнее и нижнее поля - 2,5 см, левое поле - 3 см, правое поле - 1,5 см;
- отступ (абзац) - 1,25 см.
Рекомендуемый объем материалов - от 10 до 15 страниц.
3.5. Требования к техническому оформлению презентации:
- формат PPT (Microsoft PowerPoint);
- не более 15 слайдов;
- иллюстрации, графики, схемы, рисунки, фотографии.
Текст на слайдах презентации не должен полностью совпадать с текстовым файлом, а только сопровождать, иллюстрировать его.
3.6. Критерии оценки педагогических проектов:
- соответствие направлениям изменений в сфере профессиональной подготовки, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования в условиях перехода к эффективному контракту;
- актуальность;
- новизна и оригинальность;
- ориентация на применение инновационных технологий;
- практическая направленность;
- полнота и деятельность описания;
- качество оформления материалов.
4. Третий этап - отборочный (с 17 марта 2014 года).
После оценки представленных документов экспертная комиссия определяет 10 Мастеров и 10 Преподавателей - участников третьего этапа.
Третий этап включает в себя:
1. Обучающий семинар.
2. Урок "Введение в профессию" (специальность) в незнакомой группе.
4.1. Критерии оценки урока:
1. Организационная часть:
- педагогическая культура участников Конкурса (речь, внешний вид, поведение);
- четкость организационного момента и установление психологического контакта с обучающимися, быстрое включение обучающихся в деловой ритм, организация внимания всех обучающихся;
- место и роль темы урока в образовательной программе;
- вводная часть (цель, актуализация ЗУН, демонстрация приемов);
- конкретность, корректность, четкость, лаконичность постановки цели урока;
- применение и эффективность разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся;
- оптимальность объема материала, предложенного для усвоения;
- новизна, проблемность, привлекательность учебной информации;
- познавательная активность обучающихся;
- проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности обучающихся во время занятия.
2. Основная часть (формирование умений, навыков, самостоятельная работа):
- методика показа рабочих приемов, профессионализм педагога в показе трудовых приемов;
- владение профессиональной терминологией;
- соблюдение требований безопасности труда в ходе занятия;
- профессиональные знания и общая эрудиция;
- уровень педагогического и методического мастерства;
- логическая последовательность;
- культура речи, ее образность, эмоциональность;
- внешний вид, мимика, жесты;
- оптимальность в выборе и применении средств обучения на уроке;
- соответствие содержания данного этапа занятия по запланированному плану;
- использование интерактивных форм и методов урока;
- уровень проявления самостоятельности в выполнении технологического процесса;
- наличие дидактических условий для развития технического и творческого мышления;
- методика использования дидактических средств обучения.
3. Заключительная часть (подведение итогов):
- обучение навыкам самоконтроля обучающихся;
- умение обобщать.
3.5. Четвертый этап - заключительный (апрель 2014 года).
На заключительный этап Конкурса выходят 3 Мастера и 3 Преподавателя, набравших наибольшее количество баллов на третьем (отборочном) этапе.
На заключительном этапе участники представляют творческую самопрезентацию "Моя профессия - судьба моя", которая включает в себя:
- представление личности Мастера и Преподавателя;
- результаты педагогической деятельности;
- собственные достижения и достижения обучающихся.
Продолжительность презентации до 5 мин., количество участников на сценической площадке - не более 20 человек.
При оценке самопрезентации учитывается:
- полнота и оригинальность раскрытия образа;
- культура представления;
- многообразие выразительных средств (использование компьютерной презентации, видеосюжетов, музыкального сопровождения).
Экспертная комиссия оставляет за собой право изменить количество участников заключительного этапа и ввести дополнительное конкурсное задание на данном этапе.
Для участия в заочном этапе необходимо представить в Центр юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж" (адрес: 603016, г. Н.Новгород, ул. Ю. Фучика, 12а, факс 256-51-38, mail: metodadmin@nik.nn.ru) до 28 февраля 2014 г.:
- анкету-заявку участника (приложение 5);
- заполненные формы;
- педагогические проекты.
Все материалы формируются в отдельные папки и предоставляются в печатной и электронной версиях.
После подачи всех необходимых документов, их регистрации заявитель приобретает статус участника Конкурса "Мастер года - 2014".
4. Подведение итогов и награждение
4.1. По результатам четвертого этапа Конкурса жюри определяет победителя и призеров Конкурса в каждой номинации.
4.2. Определение победителя в каждой номинации осуществляется по максимальной сумме баллов, набранных на всех этапах Конкурса.
4.3. Победители и призеры Конкурса награждаются дипломами оргкомитета и ценными подарками министерства образования Нижегородской области.
4.4. По итогам Конкурса и рекомендации экспертной комиссии победители и призеры Конкурса проводят мастер-классы (открытые уроки) по реализации эффективных педагогических технологий в области профессионального образования.
4.5. Победители областного Конкурса в каждой номинации не принимают участие в последующих конкурсах "Мастер года" в течение трех лет.
Приложение 1
к положению
об областном конкурсе
"Мастер года - 2014"
ФОРМА № 1
Достижения в обучении обучающихся
Ф.И.О. __________________________________________________________
Профессия, которой ведется подготовка обучающихся _______________
Наименование учебного заведения _________________________________
Наименование показателя
Количественная оценка показателя
Примечание <*>
Средний уровень успеваемости в образовательном учреждениях
Средний уровень успеваемости в группе
Абсолютная (в %)
Качественная (на 4 - 5)
Абсолютная (в %)
Качественная (на 4 - 5)
Общий уровень успеваемости группы по дисциплинам профессионального цикла в сравнении со средней успеваемостью в учебном заведении (в %)
Итоги учебной работы обучающихся по производственному обучению (в %)
--------------------------------
<*> Укажите количество обучающихся в группе при приеме в образовательное учреждение и при выпуске (или на момент подачи документов на конкурс).
ФОРМА № 2
Показатели творческой активности обучающихся
Мероприятие
Участие обучающихся в мероприятиях
Победа в мероприятиях
Внутри образовательных учреждений
Областные
Российская Федерация
Областные
Российская Федерация
Олимпиады профессионального мастерства
Выставки, конкурсы профессионального творчества
Фестивали
Научно-технические чтения
Олимпиады по профессии
Количество творческих работ:
- рационализаторские предложения
- исследовательские работы, проекты, модели, эксперименты и т.д. и другие
--------------------------------
<*> Укажите наименование и сроки мероприятий.
Приложение 2
к положению
об областном конкурсе
"Мастер года - 2014"
ФОРМА № 3
Профессиональные достижения
мастера производственного обучения
Ф.И.О. __________________________________________________________
Профессия, специальность, по которой ведется подготовка обучающихся ________________________________
Наименование учебного заведения _________________________________
Наименование показателя
Количественная оценка показателя
Примечание
Профиль образования мастера
Соответствует подготавливаемой профессии
Не соответствует подготавливаемой профессии
Уровень квалификации мастера п/о (рабочий разряд по профессии)
Базовый уровень выпускника
Разряд по профессии мастера п/о
Квалификационная категория
Оснащенность образовательного процесса в соответствии с государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по подготавливаемой профессии
Наличие и содержание учебно-методического комплекса мастера
учебно-производственной мастерской (лаборатории)
оснащенность мастерской (в %)
рабочей программы
поурочного планирования
паспорта КМО
паспорта мастерской
Наличие перечня производственных работ, эталонов изделий по поурочному планированию, критериев оценки выполнения производственных работ по перечню
Наличие учебно-наглядных пособий, выполненных мастером и силами учащихся (количество)
Создание безопасных условий труда учащихся на занятиях производственного обучения
Отсутствие травматизма
Наличие травматизма
Сохранение контингента обучающихся на протяжении всего курса обучения (в %)
Приложение 3
к положению
об областном конкурсе
"Мастер года - 2014"
ФОРМА № 4
Достижения в обучении обучающихся
Ф.И.О. __________________________________________________________
Предметы, по которым ведется обучение ___________________________
Наименование учебного заведения _________________________________
Наименование показателя
Количественная оценка показателя
Примечание <*>
Средний уровень успеваемости в образовательном учреждениях
Средний уровень успеваемости в группе
Абсолютная (в %)
Качественная (на 4 - 5)
Абсолютная (в %)
Качественная (на 4 - 5)
Общий уровень успеваемости групп по предметам профессиональной подготовки в сравнении со средней успеваемостью в учебном заведении (в %)
--------------------------------
<*> Укажите количество обучающихся в группе при приеме в образовательное учреждение и при выпуске (или на момент подачи документов на конкурс).
ФОРМА № 5
Показатели творческой активности обучающихся
Мероприятие
Участие обучающихся в мероприятиях
Победа в мероприятиях
Внутри образовательных учреждений
Областные
Российская Федерация
Областные
Российская Федерация
Олимпиады профессионального мастерства
Выставки, конкурсы профессионального творчества
Фестивали
Научно-технические чтения
Олимпиады по профессии
Количество творческих работ:
- рационализаторские предложения
- исследовательские работы, проекты, модели, эксперименты и т.д. и другие
--------------------------------
<*> Укажите наименование и сроки мероприятий.
Приложение 4
к положению
об областном конкурсе
"Мастер года - 2014"
ФОРМА № 6
Профессиональные достижения преподавателя
профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов
Ф.И.О. __________________________________________________________
Преподаваемая дисциплина ________________________________________
Наименование образовательного учреждения ________________________
Наименование показателя
Количественная оценка показателя
Примечание
Профиль образования преподавателя (уровень образования, специальность по диплому)
Соответствует преподаваемым дисциплинам
Не соответствует преподаваемым дисциплинам
Квалификационная категория
Оснащенность образовательного процесса в соответствии с государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по подготавливаемой профессии
Наличие и содержание учебно-методического комплекса преподавателя предметов профессиональной подготовки
Учебного кабинета (лаборатории)
оснащенность кабинета (в %)
рабочей программы
поурочного планирования
паспорта КМО
паспорта кабинета
Наличие перечня методических указаний к выполнению лабораторных, практических работ, эталонов изделий по поурочному планированию, критериев оценки выполнения производственных работ по перечню
Наличие учебно-наглядных пособий, выполненных преподавателем и силами учащихся (количество)
Создание безопасных условий труда обучающихся на учебных занятиях
Отсутствие травматизма
Наличие травматизма
Приложение 5
к положению
об областном конкурсе
"Мастер года - 2014"
Анкета
участника областного конкурса педагогических
работников учреждений профессионального образования
"Мастер года - 2014"
Персональные данные
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество полностью)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(место работы, должность в настоящий момент, с какого года в ней работаете)
___________________________________________________________________________
(дата и место рождения)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(укажите название и год окончания вуза, или учреждения среднего
профессионального образования со специальностью по диплому)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Педагогическая деятельность (укажите, по какой специальности ведете
обучение)
___________________________________________________________________________
(Звания, награды, премии, научные степени: укажите название и год
получения)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Публикации в периодических изданиях, книги, брошюры и т.д. (укажите
библиографические данные)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Увлечения и хобби
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Адрес:
Район _____________________________________________________________________
Населенный пункт
___________________________________________________________________________
Рабочий адрес с индексом
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Домашний адрес с индексом
___________________________________________________________________________
_______________________ ________________________ _________________
Рабочий телефон с кодом Домашний телефон с кодом Мобильный телефон
___________________________________________________________________________
I. Поделитесь своей формулой успеха. Какие конкретные педагогические
технологии Вы используете в своей деятельности?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
II. Поделитесь секретом одного успешно проведенного внеклассного
мероприятия: от замысла до конкретного результата, расскажите и
проанализируйте как удачи, так и ошибки по ходу его реализации
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
III. Попробуйте нарисовать свое профессиональное будущее через 5 лет? Какие
изменения по сравнению с сегодняшним днем Вы ожидаете?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
IV. Обозначьте главную проблему своей педагогической деятельности. Какие
возможные пути ее решения Вы выработали и можете предложить их
педагогическому коллективу?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обязательное приложение к анкете
Публикации
Ксерокопии публикаций, рассказывающие о педагогической деятельности. Статьи, электронные учебники, сценарий одного из внеклассных мероприятий и другие печатные материалы
Утвержден
приказом
министерства образования
Нижегородской области
от 19.02.2014 № 382
СОСТАВ ОРГКОМИТЕТА
ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "МАСТЕР ГОДА - 2014"
Наумов С.В.
министр образования Нижегородской области
Перенкова Е.В.
начальник отдела подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования министерства образования Нижегородской области
Варакса С.А.
директор ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж"
Носкова Л.П.
руководитель Центра юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж"
Жукова Т.И.
начальник методического отдела Центра юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж"
Утвержден
приказом
министерства образования
Нижегородской области
от 19.02.2014 № 382
СОСТАВ ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ
ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "МАСТЕР ГОДА - 2014"
Коршунов И.А.
заместитель министра образования Нижегородской области, председатель
Члены экспертной комиссии:
Прончева Н.О.
консультант отдела подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования министерства образования Нижегородской области
Казакова Л.Н.
зав. кафедрой теории и методики профессионального образования (по согласованию)
Тулупова О.В.
руководитель проектно-сетевого центра образования специалистов учреждений НиСПО (по согласованию)
Носкова Л.П.
руководитель Центра юношеского технического (профессионального) творчества ГБОУ СПО "Нижегородский индустриальный колледж"
Утвержден
приказом
министерства образования
Нижегородской области
от 19.02.2014 № 382
СОСТАВ ЖЮРИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА "МАСТЕР ГОДА - 2014"
Вахрушева
Нина Николаевна
- председатель Нижегородской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ (по согласованию)
Максимова
Светлана Алексеевна
- проректор по научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования" (по согласованию)
Лапутина
Светлана Валентиновна
- преподаватель предметов профессиональной подготовки ГБОУ СПО "Дзержинский индустриально-коммерческий техникум" (по согласованию)
------------------------------------------------------------------