Решение Нижегородского областного суда от 13.02.2014 по делу N 3-13/14 <О признании недействующим абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением">
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2014 г. по делу № 3-13/14
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания К.Т.В.,
с участием Д.М.В., действующей в своих интересах и в качестве представителя ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "ГР", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х", представителей ТСЖ "Г" С.Е.П., ТСЖ "Н - 1" К.А.В., ТСЖ "Н" Ч.И.Я., ТСЖ "Р" К.В.А., ТСЖ "У-6" Л.А.М., представителей Правительства Нижегородской области Г.Т.А. и Г.А.С., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Федотова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "ГР", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х", Д.М.В. о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Первоначально ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "Г", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х" и Д.М.В. обратились в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просили признать недействующими:
1. Постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года;
2. Разделы 1 приложений № 1 и № 2 Решения РСТ Нижегородской области от 21.12.2012 года № 73/4 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Нижегородской области на 2013 год" с 01 сентября 2013 года;
3. Решение РСТ Нижегородской области от 19.12.2013 года № 67/14 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2014 год" с 01 января 2014 года.
В обоснование заявленных требований указали в заявлении, что товарищества собственников жилья являются потребителями электрической энергии, приравненными к населению, и представителями собственников жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, обязанными представлять их законные интересы в отношениях с третьими лицами. Согласно пункту 38 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). До июля 2013 года исполнители коммунальных услуг за электрическую энергию, поставляемую в жилой фонд, расплачивались с ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (далее - ОАО "НСК") по одноставочному тарифу 2,43 руб./кВт*час (квартиры с газовыми плитами) либо 1,70 руб./кВт*час (квартиры с электроплитами), указанному в пункте 2 приложения № 2 Решения РСТ Нижегородской области от 30.11.2011 года № 57/21. Согласно разделу 2 приложения 2 Решения РСТ Нижегородской области № 73/4 от 21.12.2012 года исполнители коммунальных услуг с 01 июля 2013 года оплачивают электрическую энергию, поставляемую в жилой фонд, по одноставочному тарифу, увеличенному на 12%: 2,72 руб./кВт*час (квартиры с газовыми плитами) либо 1,90 руб./кВт*час (квартиры с электроплитами). В разделе 1 "Тарифы для населения" Решения РСТ Нижегородской области от 21.12.2012 года № 73/4 "базовый" тариф был переименован в тариф "в пределах социальной нормы", а "экономически обоснованный" - в тариф "сверх социальной нормы". На основании этого переименования ОАО "НСК", начиная с января 2013 года, требует от ТСЖ ежемесячно, сообщать сведения об объемах электропотребления по каждой квартире в пределах и сверх социальной нормы 50 кВт*час на человека, установленной постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310. Получив отказ, ОАО "НСК" сделало корректировку начислений за январь - август 2013 года, выделив "сверхсоциальный" объем потребления электрической энергии путем перемножения 50 кВт*час на количество проживающих (зарегистрированных) в многоквартирном доме граждан. В сентябре - октябре 2013 года в адрес ТСЖ поступили требования оплатить корректировочные суммы как задолженность по поставке электрической энергии.
Также указали в заявлении о том, что в пункте 69 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" определено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и сверх такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности). Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" Нижегородская область включена в список восьми субъектов Российской Федерации, на территориях которых с 01 сентября 2013 года стартовали пилотные проекты по введению этих норм. Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" устанавливает, что перед тем, как обязать население платить по новым правилам, уполномоченный орган должен размер социальной нормы продифференцировать по пяти группам "домохозяйств" и восьми типам жилых помещений с учетом оборудования этих помещений электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками (п. 3). Например, согласно приложению № 4 Постановления № 614, для "домохозяйств" с электрическими плитами к базовому нормативу прибавляется 50 кВт*час на 2-го проживающего, 20 кВт*час на каждого последующего и норматив потребления электрической энергии для приготовления пищи (не более 90 кВт*час). Базовый норматив - это 1/12 от годового потребления электрической энергии в квартирах с газовыми плитами и с одним проживающим, которая определяется уполномоченным органом на основании сбора и анализа выборочных данных о фактическом объеме потребления электрической энергии за 2012 год не менее 10000 таких домохозяйств (п. 3 Постановления № 614). При этом согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 утратило силу постановление Правительства РФ от 07.12.1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", в пункте 5 которого было указано, что "малоимущим слоям населения отпуск электрической энергии по тарифам ниже минимального уровня производится в пределах социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии, утверждаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из необходимого объема потребления электроэнергии на душу населения для целей жизнеобеспечения".
Считают, что в нарушение действующего законодательства Правительство Нижегородской области не определило как базовый норматив потребления, так и нормы потребления для приготовления пищи, для нагрева воды и для отопления "домохозяйств" Нижегородской области и вместо расчета базового норматива Правительство Нижегородской области неправомерно взяло социальную норму 50 кВт*час на "душу населения" из постановления Правительства Нижегородской области от 29.12.2005 года № 327.
Также указали, что согласно пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 года № 894 уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по установлению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) на территории Нижегородской области определено министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области. Именно это министерство с декабря 2013 года начинает осуществлять мероприятия по реализации на территории Нижегородской области требований постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614. Однако в противоречие данному Постановлению РСТ Нижегородской области принимает Решение от 19.12.2013 года № 67/14, в примечании 1 приложения № 2 которого указано, что социальная норма потребления электрической энергии населением установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 г. № 310.
На основании определения судьи Нижегородского областного суда от 20 января 2014 года отказано в принятии заявления ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "Г", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х", Д.М.В. в части признания недействующими:
1. Раздела 1 приложений № 1 и № 2 Решения РСТ Нижегородской области от 21.12.2012 года № 73/4 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Нижегородской области на 2013 год" с 01 сентября 2013 года;
2. Решения РСТ Нижегородской области от 19.12.2013 года № 67/14 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области на 2014 год" с 01 января 2014 года.
К производству суда было принято заявление в части признания недействующим постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года.
Судом в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Правительство Нижегородской области.
В предварительном судебном заседании представители заявителей пояснили, что оспаривают только пункты 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
Представителями заявителей в Нижегородский областной суд подано заявление от 31 января 2014 года об изменении требований в порядке статьи 39 ГПК РФ, а именно заявители просят признать недействующими пункты 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года.
В обоснование заявленных требований дополнительно указали в заявлении о том, что пункты 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" вошли в противоречие с 01 сентября 2013 года с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу, а именно пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ (ред. от 25.11.2013 года) "Об электроэнергетике"; пунктами 1 - 10 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"); пунктами 68 и 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (ред. от 30.01.2013 года) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"; подпунктом "ж" пункта 21 и подпунктом "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 "О Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"; подпунктом "к" пункта 19, подпунктами "б" и "д (1)" пункта 33, пунктами 36 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (ред. от 19.09.2013 года) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Таким образом, предметом рассмотрения суда является соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пунктов 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
При рассмотрении дела в Нижегородском областном суде Д.М.В., действующая в своих интересах и в качестве представителя ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "Г", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х", представители ТСЖ "Г" С.Е.П., ТСЖ "Н - 1" К.А.В., ТСЖ "Н" Ч.И.Я., ТСЖ "Р" К.В.А., ТСЖ "У - 6" Л.А.М. просили поданное заявление удовлетворить в полном объеме.
Указали в судебном заседании, что на основании постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" Нижегородская область включена в список восьми субъектов Российской Федерации, на территориях которых с 01 сентября 2013 года стартовали пилотные проекты по введению этих норм. Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии" постановлено, что перед тем, как обязать население платить по новым правилам, уполномоченный орган должен размер социальной нормы продифференцировать по пяти группам "домохозяйств" и восьми типам жилых помещений с учетом оборудования этих помещений электроплитами, электроотопительными и электронагревательными установками; определить базовый норматив потребления электрической энергии в квартирах с газовыми плитами и с одним проживающим; нормы потребления для приготовления пищи, для нагрева воды и для отопления "домохозяйств" Нижегородской области. Однако сделано это не было, а Правительством Нижегородской области применена социальная норма 50 кВт*час на человека, которая ранее была установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2005 года № 327 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением (регионального лимита электроэнергии)" (вместе с "Порядком оплаты электроэнергии для отдельных категорий граждан") и применялась для предоставления льгот отдельным категориям граждан. Так как постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", которым ранее было установлено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать социальную норму потребления электрической энергии для малоимущих слоев населения, отменено, то, по мнению заявителей, оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Также пояснили в суде, что с 01 сентября 2013 года исчезло понятие "социальная норма на душу населения", появилось понятие "социальная норма для домохозяйства". Базовый норматив - это 1/12 от годового потребления электрической энергии в квартирах с газовыми плитами и с одним проживающим (1-й тип домохозяйства), которая на основании пункта 3 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 определяется уполномоченным органом на основание сбора и анализа выборочных данных о фактическом объеме потребления электрической энергии за 2012 год не менее 10000 таких домохозяйств. Базовая величина социальной нормы рассчитывается регионом, а размер социальной нормы на каждого последующего, проживающего в квартире (50кВт*час и 20кВт*час), установлен постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614.
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 введены также ограничения на размер норматива на приготовление пищи, нагрев воды, отопление. Дифференциация по оплате электрической энергии вводится таким образом, чтобы социальный тариф распространялся на привычные для среднестатистической семьи объемы потребления. Размер социальной нормы предусматривает регулярное комфортное использование всех необходимых бытовых электроприборов - освещения помещений, холодильника, стиральной машины, телевизора. Такой подход является социально ориентированным, поскольку позволит обеспечить сохранение на приемлемом уровне расходы по оплате электрической энергии для малообеспеченных слоев населения и, в то же время, обеспечит оплату сверх потребления электроэнергии по сверхсоциальному тарифу. 50 кВт*час на человека - размер нормы взят из потребительской корзины 2005 года. Ранее данная норма указывалась в Федеральном законе от 31.03.2006 года № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", который утратил силу с 01 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 03.12.2012 года № 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Поэтому полагали, что применение Правительством Нижегородской области социальной нормы потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека после того, как Правительством Российской Федерации было принято постановление от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"), является незаконным, ущемляющим права жителей Нижегородской области.
Также указали в судебном заседании о том, что базовый норматив, установленный в других регионах Российской Федерации, участвующих в пилотном проекте, значительно больше, чем в Нижегородской области. Так, например, в Орловской области он составляет 190 кВт.ч на человека в месяц, в Самарской области - 150 кВт.ч, в Ростовской области - 96 кВт.ч. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора ресурсоснабжения устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Требования пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, и пункта 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" направлены на обеспечение равных условий получения коммунальных услуг всеми собственниками помещений в многоквартирном доме и не допускают их дискриминацию по месту проживания, по виду принадлежащих им помещений (с электроплитой либо газовой плитой) либо количеству зарегистрированных (временно проживающих). Действующая в Нижегородской области социальная норма потребления электрической энергии занижена на порядок, не подтверждена опытным путем и не является среднестатистической выведенной, ведет ко многим негативным последствиям в социальной сфере региона. В соответствии с Законом Нижегородской области "О Правительстве Нижегородской области" Правительство Нижегородской области должно устанавливать региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Полагали, что в случае признания судом оспариваемого постановления Правительства Нижегородской области в части установления социальной нормы потребления электрической энергии в размере 50 кВт.ч с 01 сентября 2013 года недействующим, это не приведет к ухудшению положений жителей Нижегородской области в связи с перерасчетом оплаты потребленной электроэнергии без учета социальной нормы, так как можно применить прогнозируемые социальные нормы на 2014 год либо предложение Президента Российской Федерации об установлении социальной нормы в размере 129 кВт.ч.
Считали, что пункт 2 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" противоречит действующему законодательству, так как нарушает права временно зарегистрированных граждан на применения к ним социальной нормы потребления электрической энергии. Пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310, по мнению заявителей, подлежит признанию недействующим, так как в настоящее время законодательством предоставление льгот по оплате за электроэнергию отдельным категориям граждан не предусмотрено, новый механизм оплаты электрической энергии предполагает установления социальной нормы для всего населения региона.
Также указали, что на основании пункта 1 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" ТСЖ являются потребителями электрической энергии, приравненными к населению, поэтому могут в судебном порядке защищать свои права.
Представители Правительства Нижегородской области Г.А.С. и Г.Т.А. в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать. Указали, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" принято Правительством Нижегородской области в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий в форме нормативного правового акта и введено в действие согласно законодательству.
Указали, что пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако данная правовая норма касается не вопросов установления социальной нормы, а вопросов регулирования тарифов в пределах и сверх социальной нормы. Указанный порядок по состоянию на 2010 год, когда соответствующее положение было включено в Федеральный закон от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", а после 31.01.2012 года - постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". По данному основанию (несоответствие предмета регулирования) не может быть принята во внимание ссылка заявителей на Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442, поскольку Основы не устанавливают порядок определения социальной нормы потребления электрической энергии.
Положения Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года № 124, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, также, по мнению представителей Правительства Нижегородской области, не могут рассматриваться как акты большей юридической силы, поскольку не устанавливают порядок определения социальной нормы потребления электрической энергии.
Также указали в судебном заседании о том, что согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению (в т.ч. в Нижегородской области), может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае, если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт.ч на одного человека в месяц. Установление социальной нормы в указанных субъектах Российской Федерации в соответствии с Положением осуществляется с 01 марта 2014 года, а ее применение - с 01 июля 2014 года. С учетом того, что величина социальной нормы на территории Нижегородской области, утвержденная оспариваемым постановлением, не превышает 150 кВт.ч на 1 человека в месяц, возможность ее применения вплоть до 01 июля 2014 года прямо предусмотрена действующим законодательством. Выводы заявителей о том, что установленная оспариваемым постановлением социальная норма не достаточна, по мнению представителей Правительства Нижегородской области, являются некорректными, так как заявители смешивают два самостоятельных понятия - социальная норма потребления электрической энергии и норматив потребления электрической энергии.
Считали также, что пункты 2 и 3 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области не противоречат действующему законодательству. Указание в пункте 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" на применения социальной нормы потребления электрической энергии для граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства, предполагает применение этой нормы и к лицам, временно зарегистрированным в жилом помещении, что, по мнению представителей Правительства Нижегородской области, следует из пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, согласно которому место жительства гражданина - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Применение социальной нормы потребления электрической энергии в размере 50 кВт.ч в месяц на человека при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, что предусмотрено пунктом 3 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области, по мнению представителей Правительства Нижегородской области, также не противоречит действующему законодательству и не нарушает права граждан и заявителей.
Кроме того, указали, что товарищества собственников жилья не вправе представлять интересы собственников в суде, рассмотрение данного заявления подведомственно арбитражному суду. Просили в удовлетворении заявления отказать.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Федотов С.В. в заключении предложил суду заявление ТСЖ и Д.М.В. удовлетворить частично. Признать недействующим абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением", в остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Указал, что пункт 5 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" позволяет применять до 01 июля 2014 года ранее установленную и применяемую в субъекте Российской Федерации социальную норму потребления электрической энергии, если ее величина составляет менее 150 кВт.ч на человека в месяц. В Нижегородской области такая норма была установлена в размере 50 кВт.ч на человека в месяц.
Абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области, по мнению прокурора, противоречит действующему законодательству, так как предусматривает применение социальной нормы только к гражданам, зарегистрированным в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства. При этом прокурор сослался на положения Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которому законодатель разграничивает понятия "место пребывания" и "место жительства". По мнению прокурора, абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" противоречит положениям постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" и ущемляет права временно зарегистрированных граждан.
Абзац третий пункта 2 и пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310, по мнению прокурора, не противоречат действующему законодательству. При этом прокурор сослался на пункт 17 Положения об установлении и примении социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614, часть 2 статьи 3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 года № 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения", Закон Нижегородской области от 04.06.2008 года № 59-З "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления, заслушав явившихся в судебное заседание лиц и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении заявлений граждан в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса суд должен проверить противоречит или нет оспариваемое заявителем положение федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
Установлено, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" было опубликовано в издании "Правовая среда", № 63(1474) от 15.06.2012 года (приложение к газете "Нижегородские новости", № 105(4958) от 15.06.2012 года).
Из преамбулы Постановления следует, что оно принято в соответствии с действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и в целях социальной защиты населения Нижегородской области, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать за счет частичного сохранения перекрестного субсидирования региональный лимит электроэнергии (в товарном и стоимостном выражении), в пределах которого допускается отпуск электрической энергии малоимущим слоям населения по тарифам ниже минимального уровня. К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также отнесено утверждение социально обоснованной нормы месячного потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" установлена социальная норма потребления электрической энергии населением, определен порядок ее применения при оплате электрической энергии.
В соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Нижегородской области.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 года № 129-З "О Правительстве Нижегородской области" Правительство области осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.
Таким образом, оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" является нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятым Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий и введенным в действие в установленном порядке.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2013 года № 633 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 года № 310" в оспариваемое постановление Правительства Нижегородской области были внесены изменения, в том числе абзац второй пункта 2 постановления (оспариваемый заявителями) изложен в новой редакции.
Согласно пункту 7 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 данное постановление действует по 30 июня 2014 года.
Суд полагает, что дело по заявлению о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" подведомственно суду общей юрисдикции, так как само постановление не определяет вопросы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, поэтому оспаривание данного постановления Нижегородской области не относится к спору, подлежащим разрешению арбитражными судами в порядке пункта 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Заявление подано в суд гражданином и товариществами собственников жилья. В силу пункта 1 приложения № 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" товарищества собственников жилья являются потребителями электрической энергии, приравненными к населению.
По данному делу заявители просят признать недействующими пункты 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года.
Оспариваемыми пунктами постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 постановлено:
"1. Установить с 1 июня 2012 года на территории Нижегородской области социальную норму потребления электрической энергии населением в размере 50 кВт.ч в месяц на человека.
2. Социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при оплате электрической энергии:
- гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства;
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 11.09.2013 № 633)
- членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
3. Социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.".
Как указано выше, заявители считают, что пункты 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года стали противоречить пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; пунктам 1 - 10 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)"; пунктам 68 и 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (ред. от 30.01.2013 года); подпункту "ж" пункта 21 и подпункту "а" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124; подпункту "к" пункта 19, подпунктам "б" и "д (1)" пункта 33, пунктам 36 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Приведенными нормами права установлено следующее.
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в той части, на которую указывают заявители - абзац 5) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1 - 10 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)") утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), внесены изменения, в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (п. 1); дано поручение Федеральной службе по тарифам о приведении нормативных правовых актов в соответствие с данным постановлением (п. 2); определен срок установления величины социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) (п. 3); определено, что организация работы по получению сведений о численном составе домохозяйств в жилых помещениях должна осуществляться уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением № 2 к Положению, в срок до 01 февраля 2014 года (п. 4); установлено, что величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт*ч/1 чел./мес. Установление социальной нормы в указанных субъектах Российской Федерации в соответствии с Положением осуществляется с 01 марта 2014 года, а ее применение - с 01 июля 2014 года (п. 5); определены сроки осуществления расчетов с применением социальной нормы для субъектов Российской Федерации, перечисленных в приложении № 2 к Положению, - с 01 сентября 2013 года; для субъектов Российской Федерации, не перечисленных в приложении № 2 к Положению, - с 01 июля 2014 года (п. 6); на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предусмотренных приложением № 2 к Положению, возложена обязанность до 25 августа 2013 года по согласованию с Федеральной службой по тарифам принять решение об установлении (пересмотре) с 01 сентября 2013 года цен, тарифов и сбытовых надбавок (п. 7); установлен порядок согласований цен (тарифов) (п. 8); установлено, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные приложением № 2 к Положению, не позднее 01 августа 2013 года утверждают регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением № 2 к Положению, - не позднее 4 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему категорий потребителей на расчеты за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы (п. 9); признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1998 года № 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" (пункт 10).
Пунктам 68 и 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (на противоречие которым указано в заявлении), установлено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124 (пункт 68). Определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Определение объемов потребления электрической энергии гражданами, указанными в пункте 71 настоящего документа, осуществляется в соответствии с настоящим документом (пункт 184).
Подпунктом "ж" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 (на который ссылаются заявители), предусмотрено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается, что в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы. По требованию ресурсоснабжающей организации исполнитель коммунальных услуг предоставляет копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых помещениях (выборочно по 30 процентов жилых помещений, не чаще 1 раза в квартал).
Подпунктом "а" пункта 22 указанных выше Правил предусмотрено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что стоимость коммунального ресурса рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения. В случае, если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Подпунктом "к" пункта 19, подпунктами "б" и "д (1)" пункта 33, пунктам 36 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (на которые также ссылаются заявители), предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги (пп. "к" п. 19); потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (пп. "б", "д(1)" п. 33); расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы (пункт 36); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы. В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. В случае установления надбавок к тарифам (ценам) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с учетом таких надбавок. В случае установления двухставочных тарифов (цен) для потребителей расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется по таким тарифам (ценам) как сумма постоянной и переменной составляющих платы, рассчитанных по каждой из 2 установленных ставок (постоянной и переменной) двухставочного тарифа (цены) в отдельности. В случае установления тарифов (цен) для потребителей, дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги определяется с применением таких тарифов (цен), если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (пункт 38).
Оценив доводы лиц, участвующих по делу, в том числе доводы заявителей о противоречии оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" приведенным выше нормам права, суд приходит к следующему.
На основании пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики.
Вопросы социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правоотношения в сфере установления правовых основ экономических отношений в области электроэнергетики, определения полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основных прав и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (статья 1 Закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" социальная норма потребления электрической энергии (мощности) - определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам).
На основании пункта 5 статьи 23, пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Социальная норма потребления электрической энергии (мощности) устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
На основании указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)").
Данным постановлением Правительства Российской Федерации, в том числе утверждено Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), которое регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее - социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей (пункт 1 Положения).
Пунктом 3 самого постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614 определено, что величина социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с дифференциацией в соответствии с Положением устанавливается уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, до 05 августа 2013 года, а уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением № 2 к Положению, - до 01 марта 2014 года.
Нижегородская область является одним из субъектов Российской Федерации, на территории которых реализовываются пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) с 01 сентября 2013 года (приложение № 2 к Положению).
Вместе с тем, пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)") установлено, что величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением № 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае, если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт*ч/1 чел./мес. Установление социальной нормы в указанных субъектах Российской Федерации в соответствии с Положением осуществляется с 01 марта 2014 года, а ее применение - с 01 июля 2014 года.
Принимая во внимание, что величина социальной нормы на территории Нижегородской области, утвержденная оспариваемым в части постановлением, не превышает 150 кВт.ч на 1 человека в месяц и возможность ее применения до 01 июля 2014 года прямо предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614, суд полагает, что пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
При этом постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614 не содержит каких-либо условий применения ранее используемого на территории субъекта Российской Федерации норматива (в пределах указанного срока), кроме его соответствий установленной норме, в том числе о необходимости его расчета в соответствии с Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 года № 614.
Доводы заявителей о том, что установленная постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" социальная норма является недостаточной, не могут повлечь за собой признание постановления недействующим. Действие ранее принятой социальной нормы ограничено постановлением Правительства Российской Федерации сроком - до 01 июля 2014 года, что также соответствует положениям самого постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (пункт 7).
Суд также не может согласиться с доводами заявителей о том, что пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" вошел в противоречие с приведенными в заявлении и в настоящем решении нормативными правовыми актами, а именно положениями Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, постановления Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 и постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, так как данные нормативные правовые акты не устанавливают порядок определения социальной нормы потребления электрической энергии.
Заявителями также оспаривается пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
Суд полагает, что абзац второй пункта 2 данного Постановления, согласно которому, социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 данного постановления, применяется при оплате электрической энергии гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в жилом помещении по месту жительства, противоречит правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим по следующим мотивам.
Исходя из положений статьи 1 Закона РФ от 05 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно статье 2 данного Федерального закона место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, предусмотрено, что в случае временного проживания в жилых помещениях, не являющихся местом жительства, на срок свыше 90 дней, граждане регистрируются по месту пребывания (раздел II Правил). Гражданин, проживающий по месту своего жительства, регистрируется по месту жительства (раздел III Правил).
Исходя из приведенных норм права, граждане могут быть зарегистрированы как по месту жительства, так и быть временно зарегистрированными по месту пребывания, где гражданин временно проживает
Исходя из положений абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" социальная норма потребления электрической энергии населением при оплате электрической энергии применяется в отношении граждан, зарегистрированных только по месту жительства.
Вместе с тем, постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)") содержит положения, из которых следует, что социальная норма потребления электрической энергии (мощности) применяется и в отношении временно зарегистрированных лиц, то есть зарегистрированных по месту их проживания.
Так, в пункте 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614, указано, что под понятием "потребитель" в Положении понимается лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей. "Домохозяйство" - группа потребителей, в установленном порядке зарегистрированных в жилом помещении или проживающих в жилом помещении специализированного жилищного фонда.
В данном постановлении Правительства Российской Федерации имеется раздел III. Применение социальной нормы (пункты 22 - 49).
Согласно подпункту "а" пункта 40 Положения расчет размера платы за расчетный период за коммунальную услугу по электроснабжению с применением ко всему объему потребления цены (тарифа) сверх социальной нормы осуществляется в случае, если в жилом помещении ни одно лицо не зарегистрировано по постоянному месту жительства или временно.
В соответствии с пунктом 42 Положения при уточнении состава домохозяйства либо изменении состава домохозяйства потребитель, в отношении которого указанные изменения произошли либо в отношении домохозяйства которого требуется уточнение, направляет уведомление исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему указанную услугу в этом жилом помещении, с приложением, в том числе копии документа о временной регистрации, выданного органом регистрационного учета (в зависимости от основания уточнения либо изменения состава домохозяйства).
Пунктом 43 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614, предусмотрено, что временно зарегистрированные лица учитываются при определении группы домохозяйства до момента истечения срока временной регистрации, указанного в документе, выдаваемом органом регистрационного учета.
Таким образом, из приведенных положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 следует, что наряду с гражданами, зарегистрированными по месту жительства, социальная норма потребления электрической энергии должна применяться и к гражданам, имеющим временную регистрацию, то есть гражданам, зарегистрированным по месту проживания.
Так как постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)") имеет большую юридическую силу, то суд полагает, что абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и, поэтому, его необходимо признать недействующим.
Учитывая, что оспариваемый в части нормативный правовой акт - постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" после его вступления в законную силу применялось, абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 признается недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Кроме того, суд также учитывает, что из пояснений представителя Правительства Нижегородской области следует, что социальная норма потребления электрической энергии фактически применяется и к лицам, временно зарегистрированным в жилых помещениях, что, по мнению суда, подтверждает вывод о несоответствии абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 действующему законодательству.
В остальной части пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением", по мнению суда, не противоречит действующему законодательству по следующим мотивам.
Абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (с учетом абзаца первого) предусмотрено, что социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при оплате электрической энергии членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, некоммерческих организаций, учрежденных гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 "О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)" (вместе с "Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)") установлено, что по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации социальная норма применяется для категорий потребителей, приравненных к населению, перечень которых утвержден Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", если потребление электрической энергии такими категориями потребителей осуществляется для коммунально-бытовых нужд и не используется для осуществления коммерческой деятельности. Согласно приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к потребителям, приравненным к населению, отнесены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В самом постановлении Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 года № 614 также определено, что садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, относятся к потребителям, приравненным к населению (п. 18, приложение № 5 к Положению).
С учетом положений пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 года № 614 постановление Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 в части возможности применения социальной нормы потребления электрической энергии к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан - некоммерческим организациям, учрежденным гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, не противоречит действующему законодательству.
Заявителями также оспаривается пункт 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением", согласно которому социальная норма потребления электрической энергии населением, установленная пунктом 1 настоящего постановления, применяется при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Суд полагает, что указанная норма права также не противоречит действующему законодательству.
Из содержания пункта 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 года № 310 следует, что законодатель предусмотрел возможность применения установленной пунктом 1 данного постановления Правительства Нижегородской области социальной нормы потребления электрической энергии, составляющей на данный момент 50 кВт.ч в месяц на человека, при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Так, Законом Нижегородской области от 29 ноября 2004 года № 134-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья, отопления и освещения" при определении размера возмещения расходов отдельным категориям граждан, указанных в статье 2 данного Закона, по оплате освещения установлен норматив потребления электроэнергии в размере 50 кВт.ч в месяц на одного человека.
Суд считает, что возможность использования установленного оспариваемым постановлением размера социальной нормы потребления электрической энергии в других нормативных правовых актах Нижегородской области (что и предусмотрено пунктом 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28 мая 2012 года № 310), не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, с учетом изложенного суд считает необходимым заявление удовлетворить в части и признать недействующим со дня вступления данного решения суда в законную силу абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
В удовлетворении заявления в остальной части суд отказывает.
На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда или сообщение о решении суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая данное требование закона, суд постановляет обязать Правительство Нижегородской области после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в газете "Нижегородские Новости".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, судебная коллегия
РЕШИЛА:
заявление ТСЖ "А", ТСЖ "А", ТСЖ "Б", ТСЖ "ГР", ТСЖ "Г", ТСЖ "Л", ТСЖ "М", ТСЖ "Н", ТСЖ "Н - 1", ТСЖ "Н", ТСЖ "П", ТСЖ "Р", ТСЖ "Т", ТСЖ "У-3", ТСЖ "У-6", ТСЖ "У-9", ТСЖ "Х", Д.М.В. о признании недействующими пунктов 1, 2 и 3 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 (в редакции от 11.09.2013 года) "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" с 01 сентября 2013 года удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 года № 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением".
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Обязать Правительство Нижегородской области после вступления данного судебного решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в газете "Нижегородские Новости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья областного суда
М.А.КРУЧИНИН
------------------------------------------------------------------