Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 19.12.2014 N 179 "Об утверждении экономически значимой программы "Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015 - 2017 годы"
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
РЕСУРСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2014 г. № 179
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
В целях планирования мероприятий по софинансированию из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую экономически значимую программу "Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015 - 2017".
2. Отделу экономического анализа и прогнозирования и отделу интенсификации растениеводства обеспечить предоставление программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в целях участия в отборе экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу приказ от 29.12.2012 № 189 "Об утверждении программы "Развитие свеклосахарного комплекса в Нижегородской области на 2013 - 2015 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра В.Н. Бархатова.
Министр
А.И.МОРОЗОВ
Утверждена
приказом
министерства сельского хозяйства
и продовольственных ресурсов
Нижегородской области
от 19.12.2014 № 179
ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СВЕКЛОСАХАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
1. Паспорт Программы
Наименование Программы
Экономически значимая программа "Развитие свеклосахарного производства в Нижегородской области на 2015 - 2017 годы"
Основание для разработки Программы
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717;
Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод)
Цель Программы
Обеспечение продовольственной безопасности в Нижегородской области по производству свекловичного сахара из сырья, полученного местными сельскохозяйственными товаропроизводителями
Основные задачи Программы
Развитие производства сахарной свеклы путем внедрения инновационных технологий; укрепление финансово-экономического состояния организаций по переработке сахарной свеклы
Основные мероприятия Программы
Для решения основных задач Программой предусмотрен комплекс мероприятий:
техническая и технологическая модернизация производителей сахарной свеклы (субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы);
создание сырьевой базы для производства сахара из сахарной свеклы путем расширения посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы;
повышение эффективности переработки сахарной свеклы за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей;
строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки
Сроки реализации Программы
Реализация Программы предусмотрена в период с 2015 по 2017 годы. Программа реализуется в один этап
Исполнители Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - органы МСУ) при условии участия в реализации Программы;
организации агропромышленного комплекса Нижегородской области (далее - организации АПК) при условии участия в реализации Программы
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы
Потребность средств на финансирование мероприятий Программы на весь срок ее реализации до 2017 года составит 2226,2 млн рублей, в том числе:
- за счет средств областного бюджета - 54,2 млн рублей, в том числе по годам:
2015 - 14,1 млн рублей,
2016 - 31,7 млн рублей,
2017 - 8,4 млн рублей;
- за счет внебюджетных источников - 2172,0 млн рублей, в том числе:
2015 - 1031,1 млн рублей,
2016 - 872,5 млн рублей,
2017 - 268,4 млн рублей
Целевые индикаторы и показатели Программы
По итогам 2017 года будут достигнуты следующие значения целевых индикаторов и показателей программы:
удельный вес сахара, произведенного из сахарной свеклы местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в общем объеме потребления в Нижегородской области - 35,0 процентов;
прирост выручки от реализации сахарной свеклы (в ценах предыдущего года) к уровню 2014 года - на 40,7 процента;
прирост численности работников, занимающихся выращиванием сахарной свеклы к уровню 2014 года - 34,5 процента
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Увеличение объемов производства сахарной свеклы во всех категориях хозяйств до 360,0 тыс. тонн;
приобретение 68 единиц техники;
увеличение объемов производства сахара свекловичного в твердом состоянии до 45,0 тыс. тонн;
эффективность расходования бюджетных средств финансирования Программы 463,6 процента
Таблица 1
Объемы финансирования Программы по годам и источникам
млн рублей
Наименование государственного заказчика
Источники финансирования
Годы реализации Программы
Всего за 2015 - 2017 годы
2015
2016
2017
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области
Всего, в том числе
1045,2
904,2
276,8
2226,2
Областной бюджет, в том числе:
14,1
31,7
8,4
54,2
Капитальные вложения
14,1
31,7
8,4
54,2
НИОКР
Прочие расходы
Прочие источники, в т.ч.:
1031,1
872,5
268,4
2172,0
Капитальные вложения
1031,1
872,5
268,4
2172,0
НИОКР
Прочие расходы
2. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа. Анализ ситуации и потенциал
развития свеклосахарного производства
Настоящая Программа разработана в соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 280. Программа призвана стать инструментом для реализации стратегии развития отрасли свеклосахарного производства в Нижегородской области, повышения степени продовольственной независимости области от ввоза импортной продукции и обеспечение населения свекловичным сахаром местного производства. Программа направлена на достижение приоритетных целей развития агропромышленного комплекса области, обозначенных Минсельхозпродом, по проведению государственной политики в сфере АПК и развитию сельских территорий в соответствии со схемой территориального планирования Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2010 года № 254.
За последние годы в отрасли растениеводства области произошли позитивные технологические изменения, способствовавшие не только увеличению объемов производства и улучшению качества растениеводческой продукции, но и повышению показателей ее экономической эффективности.
В период с 2009 по 2013 годы в сельскохозяйственных организациях области отмечаются положительные результаты деятельности по производству продукции растениеводства: уровень рентабельности складывается в диапазоне от 2,2% до 12,1%.
Таблица 2
Эффективность производства продукции растениеводства
в сельскохозяйственных организациях Нижегородской области
(уровень рентабельности, %)
Показатели
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Производство продукции растениеводства, всего
9,6
10,1
2,2
11,3
12,1
в том числе: зерновые и зернобобовые культуры
0,3
-6,8
-9,1
13,8
10,7
картофель
54,1
64,2
33,3
-5,3
31,4
овощи открытого грунта
27,4
50,2
53,5
6,4
46,6
овощи защищенного грунта
7,2
6,9
8,9
4,4
5,5
сахарная свекла
11,1
75,9
47,4
24,1
36,3
лен-долгунец (волокно)
48,9
20,3
-11,1
-41,4
-67,7
Наиболее эффективными направлениями в указанном периоде являются: производство сахарной свеклы (уровень рентабельности составляет в среднем 39,0%), овощей открытого грунта (36,8%), картофеля (35,5%). Недостаточными для ведения расширенного воспроизводства являются показатели эффективности производства зерна (среднее значение уровня рентабельности за анализируемый период составило 1,8%) и овощей защищенного грунта (6,6%). С 2011 года убыточным является производство льна-долгунца на волокно, при том что в 2009 году уровень рентабельности производства данной культуры составлял 48,9%.
Для обеспечения населения безопасной сельскохозяйственной продукцией и достижения стабильности ее внутреннего производства, а также формирования необходимых резервов и запасов продовольствия Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в соответствии с которой определены пороговые значения по самообеспеченности страны основными видами сельскохозяйственной продукции.
Законом Нижегородской области от 9 августа 2011 года № 111-З "Об обеспечении продовольственной безопасности в Нижегородской области" определены пороговые значения продовольственной безопасности региона в отношении основных видов продукции растениеводства, а также продукции ее переработки: зерно - 90%, картофель - 95%, овощи и продовольственные бахчевые культуры - 80%, сахар - 20%.
Таблица 3
Уровень самообеспечения Нижегородской области
основными видами растениеводческой продукции, %
Наименование ресурсов
2011 год
2012 год
2013 год
Среднее значение
Зерно
116,0
88,3
96,4
100,2
Картофель
126,0
113,6
111,4
117,0
Овощи и продовольственные бахчевые культуры
85,4
90,7
91,1
89,1
Сахар свекловичный
20,8
25,4
15,4
20,5
За период с 2011 по 2013 годы среднее значение уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией Нижегородской области составляет: по производству зерна - 100,2%, картофеля - 117,0%, овощей и продовольственных бахчевых культур - 89,1%, сахара свекловичного - 20,5%, что свидетельствует о высокой степени продовольственной безопасности области в отношении данных ресурсов.
Следует отметить, что в 2013 году в связи с неблагоприятными погодными условиями в период уборки сахарной свеклы и послеуборочный период ее переработки объем производства сахара был снижен на 39% к уровню 2012 года.
Площадь сева сахарной свеклы под урожай 2014 года во всех категориях хозяйств составляет 7538 га. Исходя из среднего значения урожайности за предыдущие 5 лет (227,6 ц/га) прогнозное значение валового сбора сахарной свеклы в 2014 году составляет 171,6 тыс. тонн, из которого можно произвести не более 21,4 тыс. тонн сахара.
Для преодоления пороговых значений самообеспеченности региона по производству сахара сельскохозяйственным товаропроизводителям области необходимо увеличить валовой сбор сахарной свеклы до 360 тыс. тонн (для производства 45 тыс. тонн сахара).
Таблица 4
Производство сахарной свеклы
во всех категориях хозяйств Нижегородской области
2009 год
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Среднее значение за 5 лет
2014 год (прогноз)
Сахарная свекла
Посевная площадь, тыс. га
7,3
9,4
10,6
10,0
8,9
9,3
7,5
Валовой сбор, тыс. тонн
127,1
97,3
248,1
291,3
280,7
208,9
180,0
Урожайность, ц/га
175,0
123,0
234,5
290,1
315,3
227,6
227,6
Для увеличения объемов производства свекловичного сахара из сырья местного производства до 45,0 тыс. тонн к 2017 году область располагает необходимыми ресурсами:
- площади для создания сырьевой базы;
- квалифицированные специалисты;
- действующие мощности по производству свекловичного сахара.
Сельскохозяйственные организации Нижегородской области занимаются возделыванием сахарной свеклы более тридцати пяти лет. В 1967 году в Сергачском районе был введен в эксплуатацию завод по производству сахара свекловичного с проектной мощностью по переработке 3 тыс. тонн сахарной свеклы в сутки. В первые годы работы Сергачского завода валовой сбор сахарной свеклы составлял 214,0 тыс. тонн, производством свеклы занималось более 37 районов области.
Основное развитие свеклосахарного производства приходится на 70-е годы: посевы достигали 21,1 тыс. га, что позволяло заготавливать около 300,0 тыс. тонн сырья. В 80-е годы в связи со снижением спроса на сахарный песок посевные площади сахарной свеклы сократились до 14,8 тыс. га, а к концу 90-х годов возделыванием сахарной свеклы занимались лишь восемь юго-восточных районов области, посевные площади сократились до 5,2 тыс. га.
В период с 2009 по 2013 годы, несмотря на увеличение объемов производства и рост урожайности сахарной свеклы, наблюдается тенденция к сокращению посевных площадей под данной культурой.
Основными причинами сложившейся ситуации в производстве сахарной свеклы можно назвать:
- низкие закупочные цены на поставляемое сырье при высокой стоимости затрат на возделывание (сахарная свекла является одной из самых финансовоемких сельскохозяйственных культур);
- отмена "давальческой" схемы при приемке продукции;
- отсутствие современной техники для возделывания сахарной свеклы.
В свою очередь факторами, сдерживающими развитие перерабатывающей организации, являются:
- недостаток сырья для переработки, производимого в области;
- несоответствие оборудования и технологий производства современным конкурентным требованиям по производительности, ресурсосбережению и экологической безопасности.
Решение указанных проблем возможно только при комплексном и системном подходе, что и обусловлено необходимость разработки настоящей Программы.
В целях создания необходимых условий для развития свеклосахарного производства в Нижегородской области Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы сельхозпроизводителей сахарной свеклы, а также укрепление финансово-экономического состояния организаций, осуществляющих переработку сахарной свеклы.
Развитию свеклосахарного производства будет также способствовать совместная работа организаций свеклосахарного комплекса, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области с привлечением частных инвестиций, льготных инвестиционных кредитных ресурсов, адресной формы государственной поддержки. Комплексный подход к решению проблем в отрасли свеклосахарного производства предполагает использование программно-целевого метода, обеспечивающего четкое распределение реализуемых мероприятий по исполнителям, срокам, ресурсам, а также грамотной организации процесса управления и контроля.
Реализация Программы обеспечит увеличение объемов производства отечественной свеклосахарной продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, решение задачи по повышению устойчивости развития сельских территорий, улучшение сельской инфраструктуры, увеличение занятости и рост уровня жизни сельского населения в Нижегородской области.
3. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является обеспечение продовольственной безопасности в Нижегородской области по производству свекловичного сахара из сырья, полученного местными сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
развитие производства сахарной свеклы путем внедрения инновационных технологий;
укрепление финансово-экономического состояния организаций по переработке сахарной свеклы.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусмотрена в период с 2015 по 2017 годы. Программа реализуется в один этап.
Таблица 5
График реализации программных мероприятий
№ п/п
Мероприятия Программы
Ответственные за исполнение
Срок исполнения
Объем работ
Примечание
1.
Техническая и технологическая модернизация производителей сахарной свеклы (субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы)
Организации АПК, Минсельхозпрод
2015 - 2017 годы
Покупка 68 единиц техники для выращивания сахарной свеклы
в период реализации Программы
2.
Создание сырьевой базы для производства сахара из сахарной свеклы путем расширения посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы
Организации АПК
2015 - 2017 годы
Производство сахарной свеклы до 360,0 тыс. тонн при урожайности 300 ц/га
в период реализации Программы
3.
Повышение эффективности переработки сахарной свеклы за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей
Организации АПК
2015 - 2017 годы
Проведение модернизации и реконструкции сахарных заводов
в период реализации Программы
4.
Строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки
Организации АПК
2015 - 2017 годы
Реконструкция кагатных полей, строительство сахарных складов, складов по хранению жома
в период реализации Программы
5. Управление Программой и механизм ее реализации
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет субъект бюджетного планирования - Минсельхозпрод.
Система управления реализацией Программы:
- ответственным за реализацию и координацию Программы в целом, достижение цели, задач, индикаторов и непосредственных результатов реализации Программы является Минсельхозпрод;
- финансирование программных мероприятий осуществляет Минсельхозпрод в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию данной Программы;
- мониторинг реализации и формирование отчетности о ходе реализации Программы осуществляет Минсельхозпрод.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в случае подписания между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Нижегородской области соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ. Подписание соглашения осуществляется после прохождения Программы в отборе экономически значимых региональных программ развития субъектов Российской Федерации в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.
6. Система программных мероприятий
Реализация программных мероприятий позволит повысить конкурентоспособность отрасли свеклосахарного производства, создать условия для ее устойчивого развития.
Программой предусматривается комплекс мероприятий, направленных на развитие отрасли, от производства до переработки сахарной свеклы.
1. Техническая и технологическая модернизация производителей сахарной свеклы (субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы).
Внедрение в производство инновационных технологий необходимо в целях создания конкурентоспособного производства сахарной свеклы для формирования высококачественной, экологически безопасной сырьевой базы местного производства.
Приоритетными направлениями поддержания необходимого технического уровня производства сахарной свеклы и освоения современных технологий являются:
- применение современной специализированной сельскохозяйственной техники по выращиванию сахарной свеклы с использованием экологически безопасных технологий производства;
- освоение инновационных агротехнических приемов, включая глубокую обработку почвы, и внесение сложных минеральных удобрений осенью предшествующего севу года;
- использование в качестве семенного материала современных высокоурожайных гибридов отечественной и иностранной селекции для достижения высоких показателей сахаристости и пластичности.
В период реализации Программы производителями сахарной свеклы планируется приобрести специализированную технику в общем количестве 68 единиц для выращивания сахарной свеклы на общую сумму 395,0 млн рублей за годы реализации Программы с прогнозируемым возмещением части затрат по приобретению техники из областного бюджета в размере 54,2 млн рублей.
Таблица 6
Общая потребность сельхозтоваропроизводителей
в технике и финансах для выращивания сахарной свеклы
Техника
Марка
Стоимость, млн руб.
Кол-во, шт.
Общая стоимость, млн руб.
Сеялки
"John Deer 24" (Maestro SW)
5,0
5
25,0
"Monopill"
3,0
3
9,0
"Amity"
6,0
1
6,0
"Lemken"
2,0
1
2,0
всего по сеялкам
10
42,0
Почвообрабатывающая техника
Компактор "GigantLemken 800"
3,5
10
35,0
Почвенный культиватор полевой "KUH№ 5635-34"
3,0
5
15,0
всего по почвообрабатывающей технике
15
50,0
Тракторы
"John Deer 8320" (280 л/с)
10,0
5
50,0
"John Deer 8420"
10,0
1
10,0
МТЗ-82
0,7
10
7,0
МТЗ-1221
1,4
3
4,2
всего по тракторам
19
71,2
Опрыскиватели
ОП-2500-24К
0,4
10
4,0
Бочка РЖТ-16 (гидромешалка)
0,6
3
1,8
всего по опрыскивателям
13
5,8
Свеклоуборочные комбайны
"Grimme Maxtron 620"
20,0
5
100,0
"Кляйн"
21,0
4
84,0
"Ropa"
21,0
2
42,0
всего по комбайнам
11
226,0
ИТОГО по технике
68
395,0
Таблица 7
Потребность в финансовых средствах
на приобретение техники для выращивания сахарной свеклы
млн рублей
Источники финансирования
Годы
Всего за 2015 - 2017 годы
2015
2016
2017
Всего, в том числе
117,2
262,2
69,8
449,2
Областной бюджет
14,1
31,7
8,4
54,2
Местный бюджет
0
Прочие источники
103,1
230,5
61,4
395,0
2. Создание сырьевой базы для производства сахара из сахарной свеклы путем расширения посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы.
Предусмотренное Программой увеличение объемов производства сахара из сырья местного производства до 45 тыс. тонн к 2017 году предполагает увеличение объемов производства сахарной свеклы в Нижегородской области.
За период реализации Программы планируется увеличить валовой сбор сахарной свеклы до 360 тыс. тонн, или на 28,3% к уровню 2013 года, увеличив посевную площадь до 12,0 тыс. га и среднюю урожайность до 300 центнеров с 1 гектара, что станет гарантией обеспечения продовольственной безопасности Нижегородской области по производству свекловичного сахара из сырья местного производства.
Основой повышения урожайности является применение современных агрономических методов обработки пашни, сортов и гибридов семян сахарной свеклы, минеральных удобрений и средств защиты растений.
Правильное применение удобрений, особенно азотных, имеет первостепенное значение для получения высокой урожайности сахарной свеклы при хорошем качестве посевов сахарной свеклы.
Оптимизация сортового набора позволит избежать потерь свекломассы и сахара в период послеуборочного хранения свеклы и повысить эффективность работы всего свеклосахарного подкомплекса.
Одним из агрономических приемов повышения урожайности сахарной свеклы является проведение известкования кислых почв и фосфоритования.
В 2015 году в рамках проводимых мероприятий планируется провести известкование на площади 12,4 тыс. га, фосфоритование - на 4,4 тыс. га.
Финансирование работ по проведению известкования и фосфоритования почв планируется осуществить в рамках выполнения государственного задания на оказание услуг по агрохимической мелиорации почв.
3. Повышение эффективности переработки сахарной свеклы за счет реконструкции и модернизации имеющих мощностей.
Имеющиеся в области производственные площади обеспечивают возможность размещения современного комплекса по переработке сахарной свеклы мощностью до 4,0 тыс. тонн в сутки с внедрением систем автоматизации и жизнеобеспечения, с соблюдением норм безопасности охраны труда, пожарной безопасности, санитарных норм в промышленности и экологической безопасности окружающей среды.
В период реализации Программы планируются мероприятия, направленные на реконструкцию и модернизацию мощностей по производству свекловичного сахара на всех технологических этапах:
- подача свеклы и очистка ее от примесей;
- получение диффузионного сока из свекловичной стружки;
- очистка диффузионного сока;
- сгущение сока выпариванием;
- получение кристаллического сахара;
- сушка и охлаждение сахара-песка.
Таблица 9
Перечень мероприятий по модернизации
и реконструкции мощностей сахарного производства
N
Реконструируемый цех, участок, отделение или станция
Распределение по годам (млн руб.)
Всего за 2015 - 2017 годы
2015 год
2016 год
2017 год
1
Приобретение большегрузных электрических БУМ БЭМ Ш-12
12
12
24,00
2
Реконструкция моечного отделения
20
60
80,00
3
Замена свеклорезок
30
30,00
4
Реконструкция диффузионного отделения (колонная диффузия БМА)
16
16,00
5
Реконструкция станции фильтрации сока 1 сатурации
38
38,00
6
Реконструкция станции фильтрации сока 2 сатурации
32
32,00
7
Установка камерно-мембранных фильтр-прессов
51,000
51,00
8
Реконструкция станции фильтрования сиропов
30,000
30,00
9
Модернизация и реконструкция станции дефекосатурации (газораспределительные трубки Рихтера)
18
18,00
10
Модернизация насосного парка
18
3
10
31,00
11
Реконструкция галереи подачи свеклы и установка камнеловушек, соломоловушек
26
26,00
12
Модернизация и реконструкция выпарной станции
16
13
29,00
13
Модернизация сушильно-охладительного отделения (установка охладителей)
0,00
14
Реконструкция упаковочного отделения (с установкой линии фасовки)
30
30
60,00
15
Реконструкция ТЭС, замена паровых котлов
90
90
180,00
16
Модернизация известегасительного отделения
5
10
15
30,00
17
Реконструкция кровли главного корпуса
70
70,00
18
Внедрение комплексной АСУ ТП завода
23
10
4
37,00
19
Реконструкция кристаллизационного отделения с установкой вертикальных кристаллизаторов
90
70
160,00
20
Реконструкция продуктового отделения
170
129
299,00
21
Строительство станции транспортерно-моечных вод (очистные сооружения)
100
100
26
226,00
Итого
723,0
557,0
187,0
1467,0
4. Строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки.
В связи с тем что производство сахара из сахарной свеклы имеет ярко выраженный сезонный характер - срок хранения сахарной свеклы ограничивает период ее переработки с сентября по декабрь. Превышение сроков переработки приводит к сверхнормативным потерям массы свеклы, сахара и как результат росту себестоимости производства.
Для снижения потери массы сахарной свеклы в процессе полевого хранения Программой предусматриваются мероприятия по реконструкции и оборудованию специализированной техникой площадок для полевого кагатирования свеклы.
Основными направлениями повышения конкурентоспособности производства свеклы и сахара являются снижение расходов энергетических ресурсов, сокращение потерь сахара и соблюдение современных требований природоохранного законодательства.
Проведение природоохранных работ по вредным выбросам в атмосферу и сушке свекловичного жома связано не только с техническими трудностями, но и требует больших материальных затрат.
Глубокая переработка свекловичного жома, предусмотренная Программой, позволит сократить негативное воздействие сахарного производства на окружающую среду, а также создать эффективную кормовую базу для животноводства в области.
Таблица 10
Перечень мероприятий по строительству, модернизации
и реконструкции объектов по хранению готовой продукции,
сырья и вторичных ресурсов его переработки
N
Реконструируемый цех, участок, отделение или станция
Распределение по годам (млн руб.)
Всего за 2015 - 2017 годы
2015 год
2016 год
2017 год
1
Реконструкция кагатных полей
60
20
80,00
2
Строительство жомопрессового отделения (установка прессов глубокого отжима, приобретение линии вакуумной упаковки жома, строительство площадок для хранения и упаковки жома, реконструкция жомовых ям)
145
55
200,00
3
Строительство склада сахара
10
20
30,00
Итого
205,0
85,0
20,0
310,00
Для обеспечения ритмичной реализации сахара и прессованного жома Программой также предусматривается строительство производственных складских мощностей, которые позволят обеспечить хранение не менее 80% производимого сахара и не менее 60% прессованного жома.
Перечень программных мероприятий представлен в таблице 11.
Таблица 11
Перечень программных мероприятий
№ п/п
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Сроки выполнения
Исполнители мероприятий
Объем финансирования (по годам, в разрезе источников), тыс. рублей
2015 год
2016 год
2017 год
Всего
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
Цель. Обеспечение продовольственной безопасности в Нижегородской области по производству свекловичного сахара из сырья, полученного местными сельскохозяйственными товаропроизводителями
Всего, в т.ч.:
1045200,0
904200,0
276800,0
2226200,0
областной бюджет
14100,0
31700,0
8400,0
54200,0
внебюджетные источники
1031100,0
872500,0
268400,0
2172000,0
Задача 1. Развитие производства сахарной свеклы путем внедрения инновационных технологий
Всего, в т.ч.:
117200,0
262200,0
69800,0
449200,0
областной бюджет
14100,0
31700,0
8400,0
54200,0
внебюджетные источники
103100,0
230500,0
61400,0
395000,0
1.1.
Техническая и технологическая модернизация производителей сахарной свеклы (субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы)
Капвложения
2015 - 2017 годы
Минсельхозпрод, Организации АПК
Всего, в т.ч.:
117200,0
262200,0
69800,0
280200,0
областной бюджет
14100,0
31700,0
8400,0
54200,0
внебюджетные источники
103100,0
230500,0
61400,0
395000,0
1.2.
Создание сырьевой базы для производства сахара из сахарной свеклы путем расширения посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы
Прочие расходы
2015 - 2017 годы
Минсельхозпрод, Организации АПК
Всего, в т.ч.: областной
В рамках выполнения государственного задания на оказание услуг по агрохимической мелиорации почв
бюджет внебюджетные источники
Задача 2. Укрепление финансово-экономического состояния организаций по переработке сахарной свеклы
Всего, в т.ч.:
928000,0
642000,0
207000,0
1777000,0
областной бюджет
внебюджетные источники
928000,0
642000,0
207000,0
1777000,0
2.1.
Повышение эффективности переработки сахарной свеклы за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей
Капвложения
2015 - 2017 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
723000,0
557000,0
187000,0
1467000,0
областной бюджет
внебюджетные источники
723000,0
557000,0
187000,0
1467000,0
2.2.
Строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки
Капвложения
2015 - 2017 годы
Организации АПК
Всего, в т.ч.:
205000,0
85000,0
20000,0
310000,0
областной бюджет
внебюджетные источники
205000,0
85000,0
20000,0
310000,0
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Нижегородской области, а также за счет внебюджетных источников - собственных и заемных средств юридических и физических лиц.
Из областного бюджета, в целях увеличения объемов производства сахара из сахарной свеклы местного производства, предполагается предоставление субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение техники для выращивания сахарной свеклы.
Контроль за соблюдением получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления осуществляют органы государственного финансового контроля и Минсельхозпрод.
Таблица 12
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы
и его источники, тыс. рублей
№ п/п
Наименование мероприятия
Источники финансирования
2015 год
2016 год
2017 год
Всего
1.
Техническая и технологическая модернизация производителей сахарной свеклы (субсидирование части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по приобретению техники для выращивания сахарной свеклы)
Всего, в т.ч.
117200,0
262200,0
69800,0
449200,0
областной бюджет
14100,0
31700,0
8400,0
54200,0
внебюджетные источники
103100,0
230500,0
61400,0
395000,0
2.
Создание сырьевой базы для производства сахара из сахарной свеклы путем расширения посевных площадей и роста урожайности сахарной свеклы
Всего, в т.ч.
В рамках выполнения государственного задания на оказание услуг по агрохимической мелиорации почв
областной бюджет
внебюджетные источники
3.
Повышение эффективности переработки сахарной свеклы за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей
Всего, в т.ч.
723000,0
557000,0
187000,0
1467000,0
областной бюджет
внебюджетные источники
723000,0
557000,0
187000,0
1467000,0
4.
Строительство, реконструкция и модернизация объектов по хранению готовой продукции, сырья и вторичных ресурсов его переработки
Всего, в т.ч.
205000,0
85000,0
20000,0
310000,0
областной бюджет
внебюджетные источники
205000,0
85000,0
20000,0
310000,0
5.
Итого по Программе
Всего, в т.ч.
1045200,0
904200,0
276800,0
2226200,0
областной бюджет
14100,0
31700,0
8400,0
54200,0
внебюджетные источники
1031100,0
872500,0
268400,0
2172000,01
8. Индикаторы достижения цели Программы
Достижение цели Программы возможно при условии увеличения урожайности и валового сбора сахарной свеклы, применения современной техники, а также проведения модернизации и реконструкции мощностей по переработке сахарной свеклы.
Основные индикаторы реализации Программы отражены в таблице № 13.
Таблица 13
Индикаторы достижения цели Программы
Показатели
2013 год
(факт)
2014 год
(план)
Прогноз
2017 год в % к 2013 году
2015 год
2016 год
2017 год
Производство сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн
280,7
171,6
260,0
319,0
360,0
128,3
Производство сахара свекловичного, произведенного из сахарной свеклы местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, тыс. тонн
19,8
21,4
33,8
39,9
45,0
227,3
Удельный вес сахара, произведенного из сахарной свеклы местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, в общем объеме потребления, %
15,4
16,6
26,2
31,0
35,0
+19,6 п.п.
Выручка от реализации сахарной свеклы (в ценах предыдущего года), млн рублей <*>
185,8
248,5
323,4
396,8
447,7
241,0
Прирост выручки от реализации сахарной свеклы (в ценах предыдущего года), %
-34,3
33,7
30,1
22,7
12,9
47,2
Среднегодовая численность работников свеклосахарного производства, человек
733
733
743
764
769
104,9
Прирост среднегодовой численности работников свеклосахарного производства
человек
-67
0
10
21
5
X
%
-6,0
0,0
1,4
2,8
0,7
X
--------------------------------
<*> По сельскохозяйственным организациям.
9. Показатели непосредственных результатов
реализации Программы
В результате реализации Программных мероприятий будет обеспечено в 2017 году:
- объем производства сахарной свеклы 360,0 тыс. тонн при средней урожайности 300 ц/га;
- приобретение 68 единиц техники для выращивания сахарной свеклы;
- производство сахара из сырья, полученного от местных сельхозтоваропроизводителей, 45,0 тыс. тонн;
- увеличение производственных мощностей по переработке сахарной свеклы до 4,0 тыс. тонн в сутки.
Таблица 14
Показатель
Значение индикатора
2013 год (факт)
2014 год (прогноз)
план
2015 год
2016 год
2017 год
общеотраслевые показатели
Объем производства свекловичного сахара, тыс. тонн
19,8
21,5
33,8
39,9
45,0
Объем производства свекловичного жома, тыс. тонн
0
0
59,2
60,8
72
свекловодство
Посевные площади, тыс. га
8,9
7,5
10,8
11,4
12,0
Урожайность, ц/га
227,6
250
250
280
300
Валовый сбор, тыс. тонн
280,7
199,7
270
319
360
сахарная промышленность
Производственные мощности по переработке сахарной свеклы, тыс. тонн в сутки
2,5
3,4
3,6
3,7
4,0
Развитие производства сахарной свеклы и создание перерабатывающих производств позволит создать дополнительные рабочие места в сельской местности.
Численность рабочих, занятых в сельскохозяйственных организациях, осуществляющих производство сахарной свеклы, в период реализации Программы, отражена в таблице 15.
Таблица 15
Наименование показателя
Факт
Прогноз
Годы реализации
2013
2014
2015
2016
2017
Количество рабочих, занятых в сельскохозяйственном производстве на выращивании сахарной свеклы, человек
87
80
114
116
117
Прирост численности, %
-8,0
+31,0
+33,3
+34,5
10. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий выражается через повышение доли самообеспеченности Нижегородской области свекловичным сахаром, произведенным из сырья местных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Реализация Программы создаст условия для устойчивого развития отрасли свеклосахарного производства, что позволит обеспечить население качественным свекловичным сахаром отечественного производства и снизить зависимость региона от импорта в данном продукте питания.
Таблица 16
Показатели производства сахарной свеклы
в Нижегородской области
Наименование показателей
Ед. изм.
Факт
Прогноз
План
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
Посевная площадь
га
8902
7538
10800
11430
12000
Урожайность сахарной свеклы
ц/га
315,3
238,8
250,0
280,0
300,0
Валовой сбор сахарной свеклы
тыс. тонн
280,7
180,0
270,0
320,0
360,0
Всего затрат на производство сахарной свеклы
тыс. руб.
263405
257584
327113
408234
491370
Затраты на производство одной тонны сахарной свеклы
тыс. руб.
0,938
1,431
1,212
1,276
1,365
Затраты на реализацию одной тонны корнеплодов
тыс. руб.
0,088
0,091
0,101
0,112
0,124
Затраты на реализованную 1 тонну корнеплодов сахарной свеклы с учетом коммерческих расходов
тыс. руб.
1,026
1,522
1,313
1,388
1,489
Всего затрат на реализованную свеклу
тыс. руб.
288107
273964
354383
444074
536010
Цена реализации 1 тонны реализованных корнеплодов
тыс. руб.
1,289
1,528
1,605
1,685
1,740
Выручка от реализации
млн руб.
361,70
275,11
433,35
539,20
626,40
Процент прироста выручки от реализации
%
-1,5
-23,9
57,5
24,4
16,2
Валовая прибыль от реализации
млн руб.
73,6
1,1
79,0
95,1
90,4
Себестоимость 1 тонны сахарной свеклы
рублей
1026
1522
1313
1388
1489
Средняя численность занятых в сельскохозяйственном производстве и выращивании сахарной свеклы
чел.
87
80
114
116
117
Фонд оплаты труда занятых в сельскохозяйственном производстве на выращивании сахарной свеклы
тыс. руб.
18134
18708
27992
29907
32578
Среднемесячная заработная плата занятых в сельскохозяйственном производстве и выращивании сахарной свеклы
рублей
17370
19488
20462
21485
23204
Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию программных мероприятий характеризует коэффициент общей эффективности, определяющий соотношение конечных результатов выращивания сахарной свеклы (прироста выручки от реализации продукции) и бюджетных расходов по Программе.
Таблица 17
Эффективность реализации Программы
Показатель
2014 год (прогноз)
2015 год
2016 год
2017 год
Всего с 2015 по 2017 гг.
2017 год к 2014 году, %
Выручка от реализации сахарной свеклы (в ценах текущего года), тыс. рублей (ТП)
375110
433350
539200
626400
X
227,7
Прирост выручки от реализации сахарной свеклы, тыс. рублей ()
X
58240
105580
87200
251290
X
Объем расходования бюджетных средств по Программе, тыс. рублей (Ф)
X
14100
31700
8400
54200
X
Общая эффективность расходования бюджетных средств, %
X
413
333,9
1038,1
463,6
X
За период реализации Программы прирост выручки от реализации продукции прогнозируется в сумме 251,3 млн рублей, потребность финансирования мероприятий из средств бюджета Нижегородской области составляет 54,2 млн рублей. Коэффициент общей эффективности расходования бюджетных средств за годы реализации Программы составит 463,6%.
Реализация Программы также будет способствовать улучшению экологической обстановки, снижению вредных выбросов в атмосферу и сбросов в природные воды, а также сохранению плодородия почв и улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Развитие такой традиционной подотрасли сельского хозяйства региона, как свеклосахарная, имеет важное значение для сохранения уникального опыта возделывания и переработки этой технической культуры, использования людских и технических ресурсов с высокой степенью эффективности, темпов технического и технологического перевооружения сахарной промышленности, обеспечения работой и доходами значительной части населения, позволяет надеяться на позитивное решение вопросов продовольственной безопасности региона и страны.
11. Внешние факторы, негативно влияющие на реализацию
Программы, и мероприятия по их снижению
Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками, связанными с природно-климатическими условиями, макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами, не поддающимися управлению в рамках реализации Программы.
В процессе осуществления мероприятий Программы возможные риски, связанные прежде всего с погодными условиями, не поддающиеся управлению в рамках Программы. В результате аномальных погодных условий существует вероятность снижения валового сбора, урожайности и сахаристости и как следствие этого недополучения намечаемых объемов заготовки сахарной свеклы (форс-мажор).
Недостаточные объемы финансирования отрасли инвесторами на принципах государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственными производителями за счет собственных и заемных средств, что негативно отразится на решении задачи по техническому и технологическому переоснащению отрасли, что не позволит достичь намеченной цели.
Неблагоприятная для села конъюнктура рынка товаров и услуг (повышение стоимости горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, средств защиты растений), а также непредвиденно высокий рост цен на семена, железнодорожные и автотранспортные перевозки, которые могут привести к существенному удорожанию производства сахарной свеклы, снижению рентабельности возделывания данной культуры и сокращению посевных площадей.
Неэффективность мер таможенно-тарифного регулирования.
Оценка последствия влияния на результаты реализации Программы и принятие упреждающих мер по возможным рискам макроэкономического характера, обязательствам при вступлении России в ВТО, конъюнктуры мирового сахарного рынка и мировых цен на нефть связаны с определенными трудностями.
Принимая во внимание современные тенденции развития мирового сахарного рынка, нарастание профицита ресурсов и рост цен на нем, а также использование продукции сахарного производства для получения биоэтанола, можно утверждать, что сохраняющаяся высокая зависимость внутреннего рынка от импорта сахара создает дополнительные риски по обеспечению сахаром населения и предприятий пищевой промышленности. Поэтому стимулирование развития свеклосахарной отрасли в рамках Программы следует рассматривать как инструмент государственной политики, направленный на снижение внешних угроз и уменьшение дефицита сахара на внутреннем рынке, повышение устойчивости сельскохозяйственного производства.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования за счет всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения, семена, средства защиты растений, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном уровне.
12. Система организации контроля за исполнением Программы
Комплексное управление Программой и распоряжение средствами областного бюджета осуществляет Минсельхозпрод.
------------------------------------------------------------------