Приказ минэкономики Нижегородской области от 16.10.2014 N 129 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 16 октября 2014 г. № 129
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЭКСПЕРТИЗЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В соответствии с Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области", в целях методического обеспечения деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
И.о. министра
Г.В.БАЛАНДИН
Утверждены
приказом
министерства экономики
Нижегородской области
от 16.10.2014 № 129
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
И ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с Законом Нижегородской области от 3 сентября 2014 года № 109-З "Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизе муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области" с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность.
1.2. Методические рекомендации основываются на том, что процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов заключаются в анализе проблем и целей регулирования, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек социальных групп (в том числе хозяйствующих субъектов, граждан и общества в целом), подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирования.
1.3. Проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок проведения ОРВ), утверждаемом администрацией муниципального образования (далее - администрация).
1.4. При утверждении Порядка проведения ОРВ рекомендуется установить разделение функций участников процедуры ОРВ:
- закрепить за структурными подразделениями местной администрации, осуществляющими подготовку проектов муниципальных нормативных правовых актов, обязанности по проведению процедур ОРВ;
- определить уполномоченное структурное подразделение местной администрации на осуществление контроля за соблюдением порядка проведения ОРВ и обоснованности представляемых результатов процедур ОРВ (далее - уполномоченное структурное подразделение).
1.5. Порядок проведения публичных консультаций может предусматриваться органом местного самоуправления в порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Порядок проведения публичных консультаций) или утверждаться отдельным муниципальным правовым актом.
2. Проведение оценки регулирующего воздействия
проектов муниципальных нормативных правовых актов
2.1. На стадии разработки муниципального нормативного правового акта оценка регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проводится в отношении эффективности проекта муниципального нормативного правового акта.
2.2. Процедура ОРВ проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, предусматривающих:
- введение административных и иных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
- возникновение расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- возникновение расходов местного бюджета.
2.3. Сведения по обоснованию эффективности принятия муниципального нормативного правового акта рекомендуется включать в пояснительную записку к проекту муниципального нормативного правового акта.
Рекомендуемый состав сведений для включения в пояснительную записку приведен в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3. Проведение публичных консультаций
3.1. В рамках проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов проводятся публичные консультации.
3.2. В ходе проведения публичных консультаций производится оценка отношения социальных групп к предлагаемой проектом муниципального нормативного правового акта модели урегулирования выявленной проблемы, соответствия представленного проекта муниципального нормативного правового акта заявленным целям, воздействия предлагаемого проектом муниципального нормативного правового акта регулирования на действующих и потенциальных адресатов регулирования.
3.3. Для проведения публичных консультаций на официальном сайте администрации (официальном сайте муниципального образования) и в соответствующем разделе официального сайта Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты) размещается уведомление о проведении публичных консультаций, к которому прилагается проект акта и пояснительная записка, подготовленная в соответствии с пунктом 2.3 настоящих Методических рекомендаций.
Примерная форма уведомления приведена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.4. Уведомление о проведении публичных консультаций содержит перечень вопросов, обсуждаемых в ходе публичных консультаций, в виде прилагаемого опросного листа (примерная форма приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
3.5. Рекомендуемый срок проведения публичных консультаций не может быть менее 30 календарных дней.
3.6. Рекомендуется проводить публичные консультации путем сбора мнений участников публичных консультаций посредством электронной почты, получения мнений на бумажном носителе информации. Также рекомендуется использовать такие формы публичных консультаций, как опросы бизнес- и экспертных сообществ, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами.
3.7. По окончании публичных консультаций проводится анализ информации, полученной в ходе проведения публичных консультаций. Анализ полученной информации рекомендуется проводить с учетом:
- исключения информации, не относящейся к предмету публичных консультаций;
- анализа доказательной базы полученных мнений участников публичных консультаций;
- рассмотрения на экспертной группе (в случае ее создания), по возможности принятия мнений, полученных по результатам публичных консультаций;
- структурирования информации, полученной в ходе публичных консультаций.
3.8. Результаты публичных консультаций рекомендуется закрепить в отчете о проведении публичных консультаций.
Примерная форма отчета о проведении публичных консультаций приведена в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.9. В отчет о проведении публичных консультаций рекомендуется включать:
- указание на форму (формы) проведенных публичных консультаций;
- поименный список участников публичных консультаций;
- свод замечаний и предложений по результатам публичных консультаций, в котором отражаются все мнения участников публичных консультаций.
3.10. При составлении свода замечаний и предложений по результатам публичных консультаций указывается, каким образом замечание (предложение) было учтено (при учете замечания и (или) предложения) или причину, по которой замечание и (или) предложение было отклонено (при отклонении замечания и (или) предложения).
3.11. Подлежат учету позиции участников публичных консультаций относительно положений проекта муниципального нормативного правового акта:
- которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- которыми изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- относительно возможных последствий введения нового правового регулирования.
3.12. Отчет о проведении публичных консультаций размещается на официальных сайтах.
4. Подготовка заключения об ОРВ
4.1. По результатам оценки проекта акта готовится заключение об оценке проекта акта. Примерная форма заключения об оценке проекта муниципального нормативного правового акта приведена в приложении 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.2. При подготовке заключения об ОРВ рекомендуется:
4.2.1. Составлять наиболее полное, четкое описание существующей проблемы, на решение которой направлено регулирование. Неточное понимание проблемы может привести к принятию неправильного решения, к принятию избыточных (недостаточных) мер или к ошибочному отказу от регулирования.
4.2.2. В обобщенном виде выделять следующие социальные группы: хозяйствующие субъекты, граждане и общество в целом. Затем возможна более подробная классификация в соответствии с необходимой степенью детализации.
4.2.3. Рассматривать отсутствие/наличие, снижение/увеличение рисков наступления негативных событий, связанных со сложившейся текущей ситуацией в регулируемой сфере.
4.2.4. Определять последствия, если никаких действий в регулируемой сфере деятельности не будет предпринято, учитывая экономические, социальные, экологические и иные последствия. В случае если какие-либо последствия сложно определить, это рекомендуется также указывать.
4.2.5. При определении целей регулирования избегать подмены желаемых целей предлагаемыми средствами их достижения. Цели должны быть просты для понимания.
4.2.6. При определении возможных вариантов достижения поставленной цели сначала рассматривать вариант невмешательства и варианты с минимальным вмешательством (совершенствование применения существующего регулирования, саморегулирование), а лишь затем варианты более масштабного вмешательства (прямое регулирование).
4.2.7. Определять инструменты экономического и правового характера для достижения поставленной цели.
4.2.8. Для качественного описания и количественной оценки соответствующего воздействия могут применяться различные аналитические методы, в том числе:
- анализ "затраты-результат" - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования путем сопоставления выгод и издержек социальных групп;
- анализ эффективности затрат - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования на основе сопоставления результатов с необходимыми затратами на их достижение;
- многофакторный анализ - предполагает выбор наиболее эффективного регулирования при наличии нескольких критериев.
4.2.9. Проведение публичных консультаций со всеми заинтересованными сторонами способствует повышению общего качества вводимого регулирования.
4.2.10. При описании выбранного варианта регулирования раскрыть следующие вопросы:
- вопросы организационного характера: кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы;
- какие необходимые действия ожидаются от участников регулируемой сферы: сбор и предоставление дополнительной информации, заполнение новых форм отчетности и т.д.;
- порядок введения регулирования (наличие переходных положений: распространение на действующие отношения, сроки введения регулирования, соотнесенные со сроками готовности инфраструктуры);
- необходимость применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных социальных групп.
4.2.11. При определении ожидаемых выгод от реализации выбранного варианта рассматривать следующие выгоды:
- для граждан: большее удобство при приобретении товаров и/или услуг, улучшение доступа к информации, снижение цен, повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: снижение потерь рабочего времени, издержек на соблюдение различных правил и требований, рост прозрачности и предсказуемости существующего регулирования и т.п.;
- для муниципального образования: рационализация процесса регулирования и установки требований, снижение затрат на мониторинг и контроль, более высокая степень соблюдения норм и т.п.;
- для общества в целом: повышение безопасности рабочих мест, больший доступ к услугам и/или возможностям, улучшение благосостояния и качества жизни и т.п.
4.2.12. При определении издержек от реализации выбранного варианта рассматривать следующие издержки:
- для граждан: повышение цен, сокращение выбора товаров/услуг или доступных соотношений цена/качество и т.п.;
- для хозяйствующих субъектов: повышение цен на ресурсы, прямые денежные расходы (за получение лицензий, сертификатов и т.п.), дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм, отчетностью и т.п.; затраты на изменения в производстве, маркетинге или транспортировке и т.п.;
- для муниципального образования: единовременные затраты на создание соответствующей инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций) и т.п.;
- для общества в целом: рост безработицы и снижение темпов экономического роста, уменьшение количества общественных благ и т.д.
4.2.13. В случае наличия в выбранном варианте регулирования негативных последствий его применения для различных социальных групп указывать необходимые меры, позволяющие минимизировать указанные последствия (увеличение размера предоставления субсидий, уменьшение количества предоставляемых документов и т.п.).
4.3. При наличии разделения функций участников процедуры ОРВ:
4.3.1. Структурное подразделение местной администрации, осуществляющее подготовку проекта муниципального нормативного правового акта:
- проводит процедуры ОРВ;
- подготавливает заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта;
- направляет заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта в уполномоченное структурное подразделение.
4.3.2. Уполномоченное структурное подразделение рассматривает поступившее заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта на соответствие порядку проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и обоснованности представляемых результатов процедур ОРВ.
4.3.3. По результатам рассмотрения уполномоченное структурное подразделение составляет экспертное заключение об оценке проекта муниципального нормативного правового акта.
Примерная форма экспертного заключения приведена в приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
4.3.4. Экспертное заключение размещается на официальных сайтах.
5. Экспертиза действующих нормативных правовых актов
5.1. Экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза) проводится в отношении результативности (достижения изначально поставленных целей) и эффективности (оправданности с точки зрения выгод и издержек социальных групп) регулирования с целью пересмотра, внесения изменений, отмены данного муниципального нормативного правового акта.
5.2. Экспертизу рекомендуется осуществлять путем сопоставления результатов подготовленного на стадии разработки проекта муниципального нормативного правового акта заключения об ОРВ с фактическими данными для определения фактической степени достижения цели регулирования.
5.3. В рамках экспертизы возможно использование официальной статистической информации, данных ведомственной статистики, результатов социологических исследований, в том числе опросов, совещаний экспертных групп, экспертных оценок, а также иных методов, позволяющих сопоставить прогнозировавшиеся при разработке проекта муниципального нормативного правового акта значения выгод и издержек социальных групп с фактическими данными, а также определить степень достижения целей регулирования.
6. Размещение документов в разделе на официальных сайтах
6.1. На сайте Правительства Нижегородской области:
6.1.1. Размещение документов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, осуществляется в соответствии с Инструкцией по размещению документов в разделе официального сайта Правительства Нижегородской области "Оценка регулирующего воздействия" (приложение 7 к настоящим Методическим рекомендациям - не приводится).
6.1.2. Для получения возможности размещения документов в разделе "Оценка регулирующего воздействия" необходимо получить логин и пароль в министерстве экономики Нижегородской области.
6.1.3. Для получения логина и пароля в министерство экономики Нижегородской области направляется письмо, содержащее: Ф.И.О., должность, контактный телефон и адрес электронной почты сотрудника органа местного самоуправления, ответственного за размещение документов в указанном разделе.
6.1.4. На указанный адрес электронной почты поступит электронное письмо с указанием логина и пароля для входа в режим редактирования.
6.2. На официальном сайте администрации (официальном сайте муниципального образования) размещение документов, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, осуществляется в соответствии с Инструкцией по размещению документов, утверждаемой администрацией.
7. Взаимодействие органов местного самоуправления
с министерством экономики Нижегородской области
7.1. Взаимодействие органов местного самоуправления с министерством экономики Нижегородской области как с уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области, ответственным за методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Нижегородской области, реализовывается в рамках заключаемого соответствующего соглашения.
7.2. Подготовку соглашения о взаимодействии осуществляет министерство экономики Нижегородской области.
8. Взаимодействие органов местного самоуправления
с участниками ОРВ
8.1. В целях эффективного проведения органами местного самоуправления ОРВ проектов актов и экспертизы актов рекомендуется заключать Соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Соглашение).
Примерная форма Соглашения приведена в приложении 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
8.2. Соглашение заключается с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе объединениями предпринимателей.
9. Мониторинг проведения оценки проектов муниципальных
нормативных правовых актов, экспертизы
9.1. На основе обобщения подготовленных и поступивших заключений об оценке проекта акта (экспертизе акта) рекомендуется проводить ежегодный мониторинг и опубликовывать его результаты на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ СВЕДЕНИЙ
ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПОЯСНИТЕЛЬНУЮ ЗАПИСКУ
1. Краткое описание предлагаемого регулирования.
2. Основание для проведения оценки регулирующего воздействия (одно или несколько):
- наличие определенной проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление неоднократных обращений граждан и организаций в органы местного самоуправления, свидетельствующих о наличии проблемы в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- поступление предложений от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Сведения о проблеме, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, в том числе:
- причины (источники) возникновения проблемы в сфере регулирования;
- устойчивость проблемы во времени и отсутствие возможности ее устранения участниками соответствующих отношений самостоятельно (без дополнительного вмешательства);
- возможности устранения (минимизации негативного воздействия) проблемы, в том числе путем информирования участников соответствующих отношений, совершенствования правоприменительной практики, а также разработки, изменения или отмены муниципальных нормативных правовых актов;
- цели регулирования, направленные на устранение (минимизацию негативного воздействия) выявленной проблемы.
4. Сведения о проведении специального исследования данной проблемы (если таковое было проведено), в том числе о сформированной экспертной группе для проведения анализа данной проблемы.
5. Предварительная оценка выгод и издержек для социальных групп, а также оценка выгод и издержек сохранения действующего регулирования.
6. Краткое описание:
- предмета регулирования и социальных групп, на которые распространяется государственное регулирование;
- проекта муниципального нормативного правового акта;
- оценок степени и сроков достижения цели регулирования;
- рисков недостижения целей регулирования, а также возможных негативных последствий от введения нового регулирования.
7. Описание реализации регулирования:
- кто будет отвечать за реализацию выбранного варианта, каким образом будет организована работа, какие для этого потребуются ресурсы;
- обоснование необходимости запрашиваемой информации, отсутствия дублирования информационных потоков, возможности рационализации информационного потока путем организации межведомственного взаимодействия и электронного документооборота;
- как будет обеспечиваться соблюдение установленных требований.
8. Наличие необходимости применения исключений по введению регулирования в отношении отдельных групп лиц с соответствующим обоснованием.
9. Оценка расходов местного бюджета.
10. Описание обязанностей, которые предполагается возложить на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности предлагаемым правовым регулированием, и (или) описание предполагаемых изменений в содержании существующих обязанностей указанных субъектов.
11. Иные сведения, позволяющие оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма уведомления
о проведении публичных консультаций
Настоящим _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения местной администрации)
уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего
воздействия проекта муниципального нормативного правового акта
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)
Сроки проведения публичных консультаций:
"__" ______________ 20__ года - "__" _______________ 20__ года
Способ направления участниками публичных консультаций своих предложений и
замечаний:
предложения и замечания направляются в электронном виде на адрес:
__________________________________________________________________________,
(адрес электронной почты ответственного сотрудника)
или на бумажном носителе по адресу: _______________________________________
__________________________________________________________________________.
Контактное лицо по вопросам публичных консультаций:
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. ответственного сотрудника, должность)
рабочий телефон: ___________________
график работы: с _______ до ________ по рабочим дням
Прилагаемые к уведомлению материалы:
1. проект акта;
2. пояснительная записка к проекту акта;
3. опросный лист для проведения публичных консультаций.
Приложение 3
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма опросного листа
для проведения публичных консультаций
___________________________________________________________________________
(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)
Контактная информация об участнике публичных консультаций:
Наименование участника: ___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Сфера деятельности участника:______________________________________________
___________________________________________________________________________
Ф.И.О. контактного лица: __________________________________________________
Номер контактного телефона: _______________________________________________
Адрес электронной почты: __________________________________________________
Перечень вопросов,
обсуждаемых в ходе проведения публичных консультаций
1. На решение какой проблемы, на Ваш взгляд, направлено данное правовое регулирование? Актуальна ли данная проблема сегодня?
2. Насколько корректно разработчик обосновал необходимость правового вмешательства? Насколько цель данного правового регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? Достигает ли, на Ваш взгляд, данное правовое регулирование тех целей, на которые оно направлено?
3. Является ли выбранный вариант решения проблемы оптимальным (в том числе с точки зрения выгод и издержек для общества в целом)? Существуют ли иные варианты достижения заявленных целей правового регулирования? Если да, выделите те из них, которые, по Вашему мнению, были бы менее затратны и/или более эффективны?
4. Каких, по Вашей оценке, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности затрагивает данное правовое регулирование (по видам субъектов, по отраслям, по количеству таких субъектов в Вашем районе или городе и прочее)?
5. Влияет ли данное правовое регулирование на конкурентную среду в отрасли? Если да, то как? Приведите, по возможности, количественные оценки.
6. Оцените, насколько полно и точно отражены обязанности, ответственность субъектов правового регулирования, а также насколько понятно прописаны административные процедуры, реализуемые ответственными органами местного самоуправления (их структурными подразделениями; подведомственными муниципальными учреждениями), насколько точно и недвусмысленно прописаны властные функции и полномочия? Считаете ли Вы, что данные нормы не соответствуют или противоречат иным действующим нормативным правовым актам? Если да, укажите такие нормы и нормативные правовые акты.
7. Существуют ли в данном правовом регулировании положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите обоснования по каждому указанному положению, дополнительно определив:
- имеется ли смысловое противоречие с целями правового регулирования или существующей проблемой либо положение не способствует достижению целей регулирования;
- имеются ли технические ошибки;
- приводит ли исполнение положений правового регулирования к возникновению избыточных обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, необоснованному существенному росту отдельных видов затрат или появлению новых необоснованных видов затрат;
- устанавливается ли положением необоснованное ограничение выбора субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности существующих или возможных поставщиков, или потребителей;
- создает ли исполнение положений правового регулирования существенные риски ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствует ли возникновению необоснованных прав органов местного самоуправления и должностных лиц, допускает ли возможность избирательного применения норм;
- приводит ли к невозможности совершения законных действий субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности (например, в связи с отсутствием требуемой правовым регулированием инфраструктуры, организационных или технических условий, технологий), вводит ли неоптимальный режим осуществления операционной деятельности;
- соответствует ли обычаям деловой практики, сложившейся в отрасли?
8. К каким последствиям может привести правовое регулирование в части невозможности исполнения субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности дополнительных обязанностей, возникновения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности? Приведите конкретные примеры.
9. Оцените издержки/упущенную выгоду (прямого, административного характера) субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, возникающие при введении данного регулирования.
Отдельно укажите временные издержки, которые несут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности вследствие необходимости соблюдения административных процедур, предусмотренных данным правовым регулированием. Какие из указанных издержек Вы считаете избыточными/бесполезными и почему? Если возможно, оцените затраты по выполнению требований количественно (в часах рабочего времени, в денежном эквиваленте и прочее).
10. Какие, на Ваш взгляд, возникают проблемы и трудности с контролем соблюдения требований и норм данного муниципального нормативного акта? Является ли данное правовое регулирование недискриминационным по отношению ко всем его адресатам, то есть все ли адресаты правового регулирования находятся в одинаковых условиях после его введения?
Иные предложения и замечания, которые, по Вашему мнению, целесообразно учесть в рамках оценки муниципального нормативного правового акта.
Приложение 4
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма отчета
о проведении публичных консультаций
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование структурного подразделения местной администрации)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(наименование проекта муниципального нормативного правового акта)
1. Срок проведения публичных консультаций:
"__" ______________ 20__ года - "__" _______________ 20__ года
2. Проведенные формы публичных консультаций:
№ п/п
Наименование формы публичных консультаций
Сроки проведения
Общее количество участников
3. Список участников публичных консультаций:
1. ________________________________________________________________________
(наименование участника публичных консультаций)
2. ________________________________________________________________________
(наименование участника публичных консультаций)
4. Свод замечаний и предложений по результатам публичных консультаций
№ п/п
Замечания и (или) предложения
Автор замечаний и (или) предложений (участник публичных консультаций)
Комментарий (позиция) регулирующего органа
___________________________________________________________________________
(подпись руководителя структурного подразделения местной администрации)
Приложение 5
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма заключения
об оценке проекта муниципального нормативного
правового акта (экспертизе муниципального
нормативного правового акта)
1. Общие сведения:
Наименование структурного подразделения администрации:
___________________________________________________________________________
Наименование регулирующего акта: __________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Описание существующей проблемы:
Причины вмешательства (На решение какой проблемы направлено рассматриваемое
регулирование?): __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Цель введения акта: _______________________________________________________
Риски, связанные с текущей ситуацией: _____________________________________
___________________________________________________________________________
Последствия, если никаких действий не будет предпринято: __________________
___________________________________________________________________________
Социальные группы, экономические сектора или территории, на которые
оказывается воздействие: __________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Цели регулирования:
Основные цели регулирования: ______________________________________________
___________________________________________________________________________
Обоснование неэффективности действующего в рассматриваемой сфере
регулирования: ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Возможные варианты достижения поставленной цели:
Невмешательство: __________________________________________________________
Совершенствование применения существующего регулирования: _________________
___________________________________________________________________________
Саморегулирование: ________________________________________________________
Прямое регулирование: _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Какие инструменты могут быть использованы для достижения поставленной
цели?: ____________________________________________________________________
Качественное описание и количественная оценка соответствующего воздействия
(если возможно): __________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Публичные консультации:
Стороны, с которыми были проведены консультации: __________________________
___________________________________________________________________________
Основные результаты консультаций: _________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Рекомендуемый вариант регулирующего решения:
Описание выбранного варианта (принятие новых муниципальных нормативных
правовых актов, признание утратившими силу муниципальных нормативных
правовых актов, внесение изменений в муниципальные нормативные правовые
акты, сохранение действующего режима регулирования): ______________________
___________________________________________________________________________
Ожидаемые выгоды и издержки от реализации выбранного варианта:
___________________________________________________________________________
Необходимые меры, позволяющие минимизировать негативные последствия
применения соответствующего варианта: _____________________________________
___________________________________________________________________________
Период воздействия ________________________________________________________
(кратко-, средне- или долгосрочный)
7. Информация об исполнителях:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)
___________________________________________________________________________
(подпись руководителя структурного подразделения администрации)
Приложение 6
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма экспертного заключения
об оценке проекта муниципального нормативного
правового акта (экспертизе акта)
1. Общие сведения:
Уполномоченное структурное подразделение администрации:
___________________________________________________________________________
Наименование структурного подразделения администрации, проводившего оценку
проекта акта (экспертизу акта): ___________________________________________
___________________________________________________________________________
Наименование регулирующего акта: __________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Замечания по проведенной оценке (экспертизе)
К процедурам оценки (экспертизы): _________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Выводы:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Информация об исполнителе:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О., телефон, адрес электронной почты исполнителя)
___________________________________________________________________________
(подпись руководителя уполномоченного структурного подразделения
администрации)
Приложение 8
к Методическим рекомендациям
по проведению оценки регулирующего
воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
Примерная форма Соглашения
о взаимодействии при проведении оценки
регулирующего воздействия проектов муниципальных
нормативных правовых актов и экспертизы
муниципальных нормативных правовых актов
___________________ "___" ____________ 20___ года
(место заключения)
___________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления)
в лице ___________________________________________________________________,
действующего на основании _________________________________________________
(наименование и реквизиты документа,
__________________________________________________________________________,
в соответствии с которым определены полномочия лица, подписывающего
соглашение)
далее - Администрация (Департамент, Комитет, Управление и т.д.), с одной
стороны, и _______________________________________________________________,
(наименование организации)
в лице ___________________________________________________________________,
действующего на основании _________________________________________________
(наименование и реквизиты документа,
__________________________________________________________________________,
в соответствии с которым определены полномочия лица, подписывающего
соглашение)
далее - Организация, с другой стороны, именуемые вместе Стороны, заключили
настоящее Соглашение о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
1.1. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие Сторон в пределах своих полномочий при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (далее - ОРВ) и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - экспертиза актов) в целях повышения эффективности проведения ОРВ и экспертизы актов.
2. Основные направления взаимодействия
2.1. Стороны взаимодействуют по следующим направлениям:
2.1.1. Установление обратной связи между Сторонами в целях получения объективной информации о состоянии дел в области развития предпринимательства и инвестиционной деятельности в рамках компетенции Сторон;
2.1.2. Обеспечение проведения оценки проектов актов и экспертизы актов, регламентирующих отношения и затрагивающие интересы субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности или способствующих введению избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности, а также способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности, граждан, местного бюджета.
3. Права Сторон
3.1. Администрация (Департамент, Комитет, Управление и т.д.) имеет право:
3.1.1. Направлять запросы другой Стороне настоящего Соглашения о представлении сведений о возможных издержках субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности при соблюдении требований вводимого (изменяемого) правового регулирования, сведения о развитии предпринимательской деятельности в отдельных отраслях, о качественном и количественном составе субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в отдельных отраслях и иные сведения, необходимые для количественной оценки регулирующего воздействия;
3.1.2. Получать разъяснения по информации, содержащейся в заполненных опросных листах, при проведении публичных консультаций по проектам актов.
3.2. Организация имеет право:
3.2.1. Получать разъяснения по порядку участия в публичных консультациях по проектам актов;
3.2.2. Получать консультации по заполнению опросных листов при проведении публичных консультаций по проектам актов;
3.2.3. Получать информацию об учете предложений по проектам актов, рассмотренных в ходе публичных консультаций.
3.2.4. Осуществлять анализ реализации муниципальных нормативных правовых актов, прошедших процедуру ОРВ на стадии проекта акта, в целях формирования предложений по экспертизе актов.
4. Обязанности Сторон
4.1. Администрация (Департамент, Комитет, Управление и т.д.) обеспечивает:
4.1.1. Оказание необходимой информационной поддержки при проведении публичных консультаций при ОРВ проектов актов и проведении экспертизы действующих актов;
4.1.2. Организацию и проведение совещаний, "круглых столов" и иных мероприятий, направленных обеспечение проведения публичных консультаций в рамках процедур ОРВ проектов актов и проведения экспертизы действующих актов;
4.1.3. Направление другой Стороне настоящего Соглашения, являющейся участником публичных консультаций, необходимых материалов по электронной почте не позднее 3 рабочих дней размещения уведомления о начале публичных консультаций на официальном сайте муниципального образования и в разделе "Оценка регулирующего воздействия" на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно телекоммуникационной сети "Интернет";
4.1.4. Учет мнений другой Стороны настоящего Соглашения по проекту акта при проведении ОРВ.
4.2. Организация обеспечивает:
4.2.1. Участие в публичных консультациях, в том числе:
- рассмотрение проектов актов, размещенных на официальном сайте муниципального образования и в разделе "Оценка регулирующего воздействия" на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также полученных по электронной почте;
- заполнение опросных листов при проведении публичных консультаций по проектам актов;
- направление другой Стороне настоящего Соглашения мотивированных мнений по проектам актов;
4.2.2. Участие своих представителей в совещаниях, "круглых столах" и иных мероприятиях в отношении вопросов проведения ОРВ проектов актов и экспертизы актов;
4.2.3. Представление по запросу другой Стороны настоящего Соглашения сведения о возможных издержках субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности при соблюдении требований вводимого (изменяемого) правового регулирования, сведения о развитии предпринимательской деятельности в отдельных отраслях, о качественном и количественном составе субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в отдельных отраслях и иные сведения, необходимые для количественной оценки регулирующего воздействия, в рамках своей компетенции.
5. Реализация Соглашения
5.1. Стороны в разумный срок определяют лиц, ответственных за взаимодействие в целях реализации настоящего Соглашения, и информируют друг друга об этом в письменной форме.
6. Заключительные положения
6.1. Соглашение заключается сроком на 2 (два) года и вступает в силу с момента его подписания.
6.2. Дополнения и изменения в Соглашение, принимаемые по предложениям Сторон, оформляются в письменной форме и становятся его неотъемлемой частью с даты их подписания Сторонами.
6.3. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из Сторон, при этом одна Сторона должна письменно уведомить другую Сторону не менее чем за 3 (три) месяца до предполагаемой даты прекращения действия Соглашения.
6.4. Если по истечении срока действия Соглашения ни одна из Сторон не выразила желание прекратить взаимодействие, Соглашение считается пролонгированным на 2 (два) года.
6.5. Настоящее Соглашение составлено в 2 (двух) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
7. Реквизиты и подписи Сторон
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
М.П. (подпись) М.П. (подпись)
------------------------------------------------------------------