Постановление администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 18.11.2014 N 8189 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие торговли на территории городского округа г. Бор на 2015 - 2017 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД БОР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2014 г. № 8189
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. БОР НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации городского округа г. Бор
Нижегородской области от 04.12.2014 № 8717, от 25.08.2015 № 4278)
В соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 6 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития сфер торговли и общественного питания, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественных товарах и услугах на территории городского округа г. Бор" администрация городского округа г. Бор постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие торговли на территории городского округа г. Бор на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа).
2. Общему отделу администрации городского округа г. Бор (Ю.Г. Зырянов) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте органов местного самоуправления городского округа г. Бор www.borcity.ru.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя главы администрации городского округа г. Бор А.В. Мочкаева.
Глава администрации
А.В.КИСЕЛЕВ
Утверждена
постановлением администрации
городского округа г. Бор
от 18.11.2014 № 8189
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД БОР НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
(далее - Программа)
Список изменяющих документов
(в ред. постановлений администрации городского округа г. Бор
Нижегородской области от 04.12.2014 № 8717, от 25.08.2015 № 4278)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель Программы
Администрация городского округа г. Бор Нижегородской области
Соисполнители Программы
Отдел культуры администрации городского округа г. Бор
(в ред. постановления администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 04.12.2014 № 8717)
Цель Программы
Обеспечение устойчивого функционирования и повышение социально-экономической эффективности предприятий розничной торговли и общественного питания, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения городского округа г. Бор
Задачи Программы
1. Формирование на территории городского округа современной торговой инфраструктуры с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, видов и типов этих объектов, форм и способов торговли.
2. Проведение мероприятий по продвижению продукции местных товаро- и сельхозпроизводителей и личных подсобных хозяйств.
3. Повышение эффективности торгового обслуживания населения
Этапы и сроки реализации Программы
2015 - 2017 годы
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств бюджета городского округа г. Бор
Программа финансируется за счет средств бюджета городского округа г. Бор (далее - бюджет) - отдела культуры администрации городского округа г. Бор.
Предполагаемый объем финансирования Программы: 150 тыс. рублей, в том числе:
2015 г. - 50 тыс. рублей;
2016 г. - 50 тыс. рублей;
2017 г. - 50 тыс. рублей
Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов Программы
Повышение уровня удовлетворенности населения городского округа работой объектов потребительского рынка;
Повышение доли населения, проживающего в населенных пунктах, имеющего возможность приобретения товаров повседневного спроса
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ГОРОД БОР НА 2015 - 2017 ГОДЫ"
2.1. Характеристика текущего состояния
Торговля является крупной составной частью экономики городского округа г. Бор Нижегородской области. Ее главные задачи - удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, территориальную и ценовую доступность товаров и услуг на всей территории городского округа.
Быстрому развитию торговли и общественного питания за последние годы способствовали стабильное экономическое положение в городском округе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка.
На потребительский рынок городского округа влияют денежные доходы, платежеспособность населения, он регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка, его регулированию должно отводиться одно из главнейших мест.
Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полной мере мониторинг и анализ развития сферы торговли и общественного питания и правильно спрогнозировать их дальнейшее развитие.
В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи на территории городского округа продукции местных товаро- и сельхозпроизводителей.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
В городском округе отсутствуют предприятия оптовой торговли, что сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Наиболее важным является вопрос развития стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах.
За последние годы потребительский рынок городского округа г. Бор характеризует положительная динамика развития и высокая предпринимательская активность. Активизировалась работа по развитию материально-технической базы потребительского рынка и услуг. Показателями развития потребительского рынка служат: новое строительство и ввод в эксплуатацию крупных предприятий современного формата, капитальные и текущие ремонты, благоустройство прилегающих территорий, приобретение современного холодильного и торгово-технологического оборудования, достаточно широкий ассортимент различных групп товаров.
Объем розничного товарооборота в 2013 году составил 8080,0 млн руб., или 1,2% от областного показателя, темп роста розничного товарооборота к 2012 году составил 109% (49% от общего товарооборота).
Более 20% налоговых поступлений в бюджеты разных уровней поступили от объектов потребительского рынка городского округа г. Бор. На предприятиях торговли и общественного питания трудятся около 2000 человек, что составляет 6,9% от общего количества занятых в экономике городского округа г. Бор. За период 2011 - 2014 годов создано более 600 новых рабочих мест (торговый центр "Триумф, "SPAR" п. Неклюдово, торговый центр "Серебро", сеть магазинов "Корзинка", "Пятерочка", "Магнит" и др., предприятия общественного питания: кафе "Сорренто", суши-бар "Самурай", "Мокко", "Субмарина", "Гарден", "Чашка", "Речник" и др.), что делает потребительский рынок одним из главных источников занятости трудовых ресурсов в экономике городского округа г. Бор.
В 2014 году торговая сеть городского округа представлена:
- 1 универсальным розничным рынком,
- 747 предприятиями розничной торговли, в т.ч. 278 - по реализации продуктов питания и 373 - по реализации товаров промышленной группы,
- 39 торговыми объектами по реализации товаров повседневного спроса,
- 10 торговыми центрами,
- 47 магазинами со смешанным ассортиментом.
Услуги общественного питания оказывают 152 предприятия общественного питания, из них:
- 42 столовых при учебных заведениях,
- 7 общедоступных столовых,
- 7 столовых при промышленных предприятиях,
- 6 столовых при учреждениях,
- ресторан,
- 55 кафе,
- 6 баров,
- 3 магазина "Кулинария",
- 19 закусочных,
- 6 бистро.
Норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории городского округа г. Бор на 1000 человек населения составляет 312 кв. м (в т.ч. по продаже продовольственной группы товаров - 95 кв. м на 1000 жителей и по продаже промышленной группы товаров - 217 кв. м на 1000 жителей).
На потребительском рынке наблюдается положительная динамика изменения индикативных показателей в области обеспечения жителей города услугами предприятий торговли и общественного питания; так, торговая сеть за 3 года увеличилась на 71 предприятие, прирост торговых площадей составил 11 тыс. кв. м.
На 12% увеличилось количество посадочных мест в сети предприятий общественного питания за счет расширения существующих предприятий.
В настоящее время обеспеченность населения площадью торговых объектов в городском округе г. Бор составляет 217,5 кв. м (по продаже продовольственной группы товаров) и 145,4 кв. м (по продаже промышленной группы товаров) и обеспеченность горожан услугами предприятий общественного питания открытой сети выросла на 11,3% и составляет 25 посадочных мест на 1000 жителей.
Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в 2011 - 2014 годах, позитивная динамика основных экономических показателей городского округа г. Бор, рост реальных денежных доходов населения способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса, ускорению оборота розничной торговли и общественного питания.
Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей экономики. В обороте розничной торговли доля федеральных сетей составляет 26,8%, доля региональных сетей - 8,6%, местные сети и предприятия торговли - 64,6%.
Особую значимость имеют ярмарки, проводимые в рамках ОЦП "Покупайте нижегородское", ярмарки выходного дня и ярмарки по реализации продукции местных сельхозпроизводителей. За анализируемый период наблюдается рост участников и гостей ярмарок, цены на реализуемые товары на 10% ниже среднерозничных по городскому округу г. Бор, организована торговля молоком из изотермических емкостей на внутридомовых территориях - всего 45 торговых мест (в 2011 году - 21 торговое место); реализация из 11 изотермических емкостей кваса на торговых площадках города.
Следует отметить, что анализ современной ситуации выявил ряд проблем, которые необходимо решать для дальнейшего развития и совершенствования торговли городского округа г. Бор:
1) Основными недостатками в развитии инфраструктуры потребительского рынка является нерациональность и отсутствие схем размещения стационарных объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения.
2) Размещение объектов потребительского рынка городского округа г. Бор не в полной мере отвечает потребностям населения, ощущается дефицит стационарной сети торгового обслуживания в новых строящихся, "спальных" районах городского округа и сельских населенных пунктах. Так, в 145 из 300 сельских населенных пунктов городского округа стационарные объекты торговли отсутствуют. Для решения этих проблем необходим сбалансированный подход, предусматривающий наряду со строительством крупных объектов потребительского рынка активное развитие сети малых предприятий на указанных территориях.
3) Большая работа предстоит по упорядочению и совершенствованию размещения мелкорозничной сети городского округа, приведению ее в соответствие с современными требованиями архитектуры и градостроительства.
4) Недостаток квалифицированных кадров влияет на качество обслуживания на предприятиях торговли и общественного питания.
5) Существующая потребность в объектах торговли, предлагающих товары со средним уровнем ценовой доступности, восполняется неорганизованными формами торговли. Задача состоит в том, чтобы найти им эффективную альтернативу.
Для сферы общественного питания характерны следующие проблемы:
- низкие темпы развития мобильной сети быстрого питания в местах отдыха населения и т.д.;
- большая текучесть кадров, связанная с использованием низкоквалифицированных кадров и низкой оплатой труда;
- недостаток собственных оборотных средств организаций общественного питания, что не позволяет интенсивно развивать материально-техническую базу.
Несмотря на интенсивное развитие в сфере общественного питания, недостаточно представлены объекты с национальной кухней, необходимо расширение сети быстрого питания и сети детских кафе, которые должны быть доступны всем слоям населения.
В целом повышение эффективности работы предприятий торговли и общественного питания может быть достигнуто за счет:
- создания благоприятной конкурентной среды на потребительском рынке городского округа;
- привлечения в отрасль квалифицированных кадров.
Часть мероприятий выполняется в рамках повседневной работы органов местного самоуправления округа и торговых предприятий.
Основные мероприятия, относящиеся к полномочиям городского округа и являющиеся неотложными и наиболее значимыми, будут выполнены в рамках настоящей программы.
2.2. Цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение устойчивого функционирования и повышение социально-экономической эффективности предприятий розничной торговли и общественного питания, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на территории городского округа г. Бор за счет обеспечения их территориальной и ценовой доступности. Работа этой отрасли - одна из основных составляющих качества жизни населения, повышение которого является главной задачей органов местного самоуправления.
Поставленная цель будет достигнута путем решения следующих задач:
1. Формирование на территории городского округа современной торговой инфраструктуры с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, видов и типов этих объектов, форм и способов торговли.
2. Проведение мероприятий по продвижению продукции местных товаро- и сельхозпроизводителей и личных подсобных хозяйств.
3. Повышение эффективности торгового обслуживания населения.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2015 - 2017 годы.
2.4. Перечень основных мероприятий Программы
Информация о мероприятиях Программы приведена в таблице 1.
2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Программы
Информация о составе и значениях индикаторов и непосредственных результатов приведена в таблице 2.
Таблица 1. Перечень основных мероприятий Программы
Список изменяющих документов
(в ред. постановления администрации городского округа г. Бор
Нижегородской области от 04.12.2014 № 8717)
N
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Срок выполнения
Ответственный исполнитель
Объем финансирования за счет средств бюджета городского округа, тыс. руб.
Ожидаемый результат от реализации мероприятий
1
2
3
4
5
6
Задача 1: Формирование на территории городского округа современной торговой инфраструктуры с учетом нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов, видов и типов этих объектов, форм и способов торговли
1.1.
Проведение мониторинга обеспеченности населения городского округа торговыми площадями, посадочными местами на предприятиях общественного питания с целью выявления проблемных территорий
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Подготовка аналитической информации и предоставление ее в Правительство Нижегородской области
1.2.
Разработка электронной карты "Потребительский рынок городского округа г. Бор"
2016 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Доведение информации до потенциальных потребителей услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания
1.3.
Разработка и утверждение схем размещения стационарных объектов мелкорозничной сети и летних кафе
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Упорядочение размещения нестационарных объектов торговли
1.4.
Проведение мониторинга цен на продовольственные товары и социально значимые услуги с целью определения ценовой доступности для населения
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Осуществление мер, направленных на стабилизацию ценообразования
1.5.
Развитие сети ярмарок выходного дня, иных мероприятий по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Осуществление мер, направленных на стабилизацию ценообразования
1.6.
Создание условий для обеспечения населения в отдаленных сельских населенных пунктах товарами повседневного спроса
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Обеспечение товарами повседневного спроса
Задача 2: Проведение мероприятий по продвижению продукции местных товаро- и сельхозпроизводителей и личных подсобных хозяйств
2.1.
Создание городской информационной базы о новых видах услуг и форм торговли и размещение в средствах массовой информации и на официальном сайте
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Информирование потребителей услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания
2.2.
Содействие выставочно-ярмарочной деятельности в целях продвижения продукции местных товаро- и сельхозпроизводителей через товаропроводящую систему субъектов малого предпринимательства
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Повышение доли товаров местных товаропроизводителей в розничной сети
Задача 3: Повышение эффективности торгового обслуживания населения
3.1.
Организация и проведение совещаний и семинаров для руководителей потребительского рынка с целью информирования о внесенных изменениях в федеральное и региональное законодательство по вопросам организации торговли
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Организация не менее 2 семинаров в год
3.2.
Информирование организаций торговли и общественного питания о датах и месте проведения обучающих семинаров
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Организация работы по повышению юридической грамотности предпринимательских структур
3.3.
Информирование работников потребительского рынка непосредственно на предприятиях торговли по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей
2015 - 2017
Администрация городского округа г. Бор
0
Обучение основам потребительского законодательства и вопросам защиты прав потребителей
3.4.
Проведение праздничных мероприятий с участием работников торговли и общественного питания
2015
Отдел культуры администрации городского округа г. Бор
50,0
Чествование и награждение работников отрасли
2016
50,0
2017
50,0
Таблица 2. Сведения об индикаторах и непосредственных
результатах Программы
(в ред. постановления администрации городского округа г. Бор
Нижегородской области от 25.08.2015 № 4278)
№ п/п
Наименование индикатора/непосредственного результата
Ед. измер.
Значение индикатора/непосредственного результата
2013 год
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
1.
2
3
4
5
6
7
8
Муниципальная программа "Развитие торговли на территории городского округа г. Бор на 2015 - 2017 годы"
Индикаторы:
1.
Повышение уровня удовлетворенности населения городского округа работой объектов потребительского рынка
%
50
48
49
52
56
2.
Сохранение доли населения, проживающего в населенных пунктах, имеющих возможность приобретения товаров повседневного спроса
Ед.
25
25
25
25
25
3.
Обеспеченность населения площадями торговых объектов не ниже нормативной обеспеченности населения на территории городского округа г. Бор
Кв. м
в расчете на 1000 жителей
362
362,6
362,9
362,9
362,9
Непосредственные результаты:
1.
Участие областных и местных товаро- и сельхозпроизводителей, крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств в ярмарочных мероприятиях
Ед.
18
20
20
22
25
2.
Количество жителей, проживающих в населенных пунктах, не имеющих возможность приобретения товаров повседневного спроса
Чел.
483
475
465
450
425
3.
Сохранение имеющихся стационарных торговых объектов для обеспечения населения городского округа г. Бор услугами торговли
Ед.
703
747
777
777
777
2.6. Меры правового регулирования
(введен постановлением администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 25.08.2015 № 4278)
Информация об основных мерах правового регулирования приведена в таблице 3.
Таблица 3. Сведения об основных мерах
правового регулирования
№ п/п
Вид правового акта
Основные положения правового акта (суть)
Ответственный исполнитель и соисполнитель
Ожидаемые сроки принятия
1
2
3
4
5
Программа "Развитие торговли на территории городского округа г. Бор на 2015 - 2017 годы"
1.
Постановление администрации городского округа г. Бор
О внесении изменений в приложение к постановлению "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Бор" в части внесения дополнительных мест торговли молоком из изотермических емкостей
Администрация городского округа г. Бор, отдел по защите прав потребителей и координации торговли
Сентябрь 2015 года
2.
Постановление администрации городского округа г. Бор
Об организации ярмарки местных и нижегородских сельхоз- и товаропроизводителей в рамках проведения целевой областной программы "Покупайте нижегородское"
Администрация городского округа г. Бор, отдел по защите прав потребителей и координации торговли
Сентябрь 2015 года, апрель, август, сентябрь (2016 - 2017 годы)
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов
Информация по ресурсному обеспечению Программы за счет средств бюджета городского округа город Бор приведена в таблицах 3 и 4.
Таблица 4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
за счет средств бюджета городского округа город Бор
N
Наименование мероприятия
Категория расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)
Срок выполнения
Ответственный исполнитель
Объем финансирования за счет средств бюджета городского округа, тыс. руб.
Ожидаемый результат от реализации мероприятий
1
2
3
4
5
6
Задача 3: Повышение эффективности торгового обслуживания населения
3.4.
Проведение праздничных мероприятий с участием работников торговли и общественного питания
2015
Отдел культуры
50,0
Чествование и награждение работников отрасли
2016
50,0
2017
50,0
Таблица 5. Прогнозная оценка расходов на реализацию
Программы за счет всех источников
Статус
Мероприятие Программы
Источники финансирования
Оценка расходов (тыс. руб.)
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
1
2
3
4
5
6
7
Муниципальная программа "Развитие торговли на территории городского округа г. Бор на 2015 - 2017 годы"
3.4. Проведение праздничных мероприятий с участием работников торговли и общественного питания
Всего, в т.ч.:
0
50,0
50,0
50,0
расходы бюджета городского округа город Бор
0
50,0
50,0
50,0
расходы областного бюджета
0
0
0
0
расходы федерального бюджета
0
0
0
0
прочие источники
0
0
0
0
прочие источники
0
0
0
0
2.8. Анализ рисков реализации Программы
Расчет планируемых значений индикаторов и непосредственных результатов Программы произведен с учетом текущих показателей работы предприятий торговли и общественного питания.
К возможным рискам реализации Программы относятся:
- снижение спроса на товары и услуги общественного питания и платежеспособности населения городского округа и, как следствие, доходности работы предприятий потребительского рынка,
- значительный рост цен на товары повседневного спроса и услуги общественного питания.
3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Обязательным условием оценки эффективности Программы является полное выполнение программных мероприятий в установленные сроки. Оценка эффективности Программы производится на основе использования значений индикаторов путем сравнения фактически достигнутых показателей с утвержденными значениями индикаторов. Эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых индикаторов по формуле:
- Э - эффективность реализации Программы (в процентах),
- И1ф, И2ф, И3ф - фактически достигнутые значения индикаторов,
- И1у, И2у, И3у - утвержденные значения индикаторов.
Абзацы исключены. - Постановление администрации городского округа г. Бор Нижегородской области от 04.12.2014 № 8717.
------------------------------------------------------------------