Решение Нижегородского УФАС России от 26.08.2014 по делу N 1011-ФАС52-03/14 <О нарушении законодательства о защите конкуренции при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу № 1011-ФАС52-03/14(ж)
Комиссия № 2 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в следующем составе:
<...>
при участии представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Р-В" (далее - ФГУП "Р-В", заказчик) <...> и представителей общества с ограниченной ответственностью Торгового Дома "ГК" (далее - заявитель, ООО ТД "ГК") <...>,
рассмотрела 26 августа 2014 года в открытом заседании комиссии жалобу ООО ТД "ГК" на действия ФГУП "Р-В" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, топливо дизельное летнее) и
установила:
19.08.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью Торгового Дома "ГК" (<...>, г. Нижний Новгород, пос. <...>) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Р-В" (<...>, Нижегородская обл., г. Саров, пр. <...>, ИНН <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, топливо дизельное летнее).
Заявитель полагает, что ФГУП "Р-В" нарушило требования к процедуре закупки в части неправильного присвоения балльных значений предложениям участников закупочной процедуры по предусмотренным критериям оценки, просит антимонопольный орган выдать заказчику соответствующее предписание.
20.08.2014 жалоба заявителя принята Управлением к рассмотрению в порядке, определенном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); заседание комиссии антимонопольного органа состоялось 26.08.2014 в 14 часов 00 минут.
В ходе заседания комиссии представитель ООО ТД "ГК" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ФГУП "Р-В" относительно доводов жалобы пояснил следующее.
При проведении закупок товаров, работ, услуг заказчик как организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, руководствуется положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, при проведении закупочной процедуры, отличной от закупочных процедур, определенных Законом о закупках, ФГУП "Р-В" руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергетике "Росатом", утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07 февраля 2012 года № 37 (далее - ЕОСЗ).
Кроме того, представитель ФГУП "Р-В" пояснил, что выставление нулевого значения данному участнику по критерию "наличие у поставщика на территории города Саров своих или арендованных емкостей для топлива, имеющее постоянно в наличии не менее 60 тонн каждого вида топлива" связано с определенными сомнениями в подлинности предоставленных участником закупочной процедуры документов и сведений.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующему.
17.06.2014 в сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о закупке № <...> в форме открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, топливо дизельное летнее), срок проведения отборочной стадии установлен 11.07.2014.
18.06.2014 опубликовано извещение о внесении изменений в закупочную документацию о проведении открытого конкурса в электронной форме в пункт 13 Информационной карты закупки.
14.07.2014 опубликован протокол № 20344 открытия доступа к заявкам на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, топливо дизельное летнее).
Из протокола следует, что заседание конкурсной комиссии проводилось 08.07.2014 в 08 часов 30 минут.
14.07.2014 опубликован протокол № <...> от 11.07.2014 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по открытому конкурсу на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов, из которого следует, что комиссия приняла решение (в соответствии с пунктом 14.8.4 ЕОСЗ) о проведении уточняющего запроса по техническим условиям заявок участников конкурса, а также о продлении срока проведения рассмотрения заявок участников на отборочной стадии до 18.07.2014, в связи с чем 14.07.2014 опубликовано извещение о продлении срока проведения конкурса.
Исходящим письмом от 11.07.2014 № <...> в адрес ООО ТД "ГК" сделан запрос о подтверждении наличия в емкостях для поставляемого топлива на территории г. Саров не менее 60 тонн каждого из всех поставляемых видов топлива.
Письмом № <...> от 15.07.2014 и письмом № <...> от 15.07.2014 ООО ТД "ГК" в адрес ФГУП "Р-В" сообщило, что на момент написания письма заполнены емкости продуктов АИ-95, АИ-92 и ТД Евро сорт С в количестве 60 тонн каждая. При этом емкость под бензин Нормаль - 80 будет заполнена после объявления ООО ТД "ГК" победителем закупочной процедуры. Кроме того, ООО ТД "ГК" гарантировало выполнение всех условий, предусмотренных конкурсной документацией.
Исходящим письмом от 18.07.2014 № <...> ФГУП "Р-В" направило в адрес ООО ТД "ГК" запрос о возможности предоставить комиссии заказчика оговариваемые в конкурсе емкости с соответствующим содержимым 21.07.2014 в 11 часов 00 минут.
В соответствии с актом от 21.07.2014 об определении количества топлива в цистернах автозаправки ООО ТД "ГК", расположенной в г. Сарове Нижегородской области, комиссия ФГУП "Р-В" сделала вывод о том, что в связи с непредъявлением коммерческим директором ООО ТД "ГК" С.А.А. надлежаще оформленных документов о наличии общего количества цистерн, их технических параметров, определить количество цистерн и хранящегося в них топлива невозможно.
21.07.2014 опубликован протокол № <...> от 21.07.2014 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии по открытому конкурсу на право заключения договора, из которого следует, что комиссия приняла решение в соответствии с пунктом 14.8.4 ЕОСЗ о проведении уточняющего запроса по техническим условиям заявок участников конкурса, а также о продлении срока проведения рассмотрения заявок участников на отборочной стадии до 31.07.2014, о чем 21.07.2014 опубликовано извещение о продлении срока проведения конкурса.
12.08.2014 опубликован протокол № <...> от 12.08.2014 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по открытому одноэтапному конкурсу без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов. Из данного протокола следует, что по решению закупочной комиссии к дальнейшему участию в конкурсе допускаются ООО Торговый Дом "ГК" и ООО "ЕГ". Из того же протокола следует, что комиссия при присвоении предложениям участников значений по предусмотренным критериям оценки предложений пришла к следующим результатам.
№ п/п
Участники процедуры закупки, допущенные к участию в запросе предложения
Наименование критерия
Совокупное кол-во баллов, набранное по результатам оценки и сопоставления заявок (100%)
Цена договора (максимальное кол-во баллов 75%)
Опыт поставки аналогичного товара (максимальное кол-во баллов 2%)
Качество технического предложения (максимальное кол-во баллов 23%)
наличие у поставщика своей лаборатории по проверке качества продукции или договор с аккредитованной лабораторией (значимость подкритерия - 5)
наличие у поставщика на территории г. Саров своих или арендованных емкостей для топлива, имеющие постоянно в наличии не менее 60 тонн каждого вида топлива, чтобы в случае поставки продукции не соответствующей ГОСТ оперативно произвести замену на продукцию соответствующего качества (значимость подкритерия - 18)
1.
ООО Торговый Дом "ГК"
75
0
5
0 <*>
80
2.
ООО "ЕГ"
67,94
2
5
18
92,94
--------------------------------
<*> Закупочная комиссия присвоила 0 баллов данному претенденту, так как пришла к выводу, что у ООО ТД "ГК" отсутствуют на территории г. Сарова необходимые емкости и необходимый объем нефтепродуктов.
Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что при проведении закупочной процедуры ФГУП "Р-В" правомерно руководствовалось пунктом 13 статьи 4 Закона о закупках и использовало ЕОСЗ в процессе закупочной процедуры.
Пунктом 14.8.4 ЕОСЗ определено, что в ходе рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в конкурсе, на основании которого организатор конкурса направляет уточняющие запросы. При этом пунктом 14.8.11 ЕОСЗ установлено, что сроки проведения отборочной и (или) оценочной стадии, а также срок выбора победителя конкурса продлеваются только по решению конкурсной комиссии (с оформлением соответствующего протокола) или ее председателя (с оформлением документа о его единоличном решении), но в любом случае до истечения срока действия заявок на участие в конкурсе. Извещение о продлении сроков размещается на официальном сайте не позднее 1 рабочего дня, следующего после дня оформления данного решения.
Таким образом, по решению конкурсной комиссии может быть направлен уточняющий запрос в адрес участника конкурсной процедуры, а также продлены сроки отборочной и оценочной стадии конкурсной процедуры.
При этом комиссией Нижегородского УФАС России выяснено, что право и порядок проведения выездных проверок закупочной комиссии с целью подтверждения изложенных в заявке сведений в ЕОСЗ не регламентированы.
Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу о том, что проведение выездной проверки в отношении одного участника закупочной процедуры нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, закрепленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, частью 6 статьи 3 Закона о закупках закреплено, что требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как следует из письма от 18.07.2014 № <...> ФГУП "Р-В" в адрес ООО ТД "ГК" о проведении контрольного мероприятия по проверке, закупочная комиссия просит предоставить при выездной проверке:
1. Наличие емкостей;
2. Наличие нефтепродуктов в данных емкостях.
Далее письмо не содержало иных требований, которые могли быть предъявлены при проведении осмотра, как-то: документы, подтверждающие количество цистерн и хранящееся в них топливо.
Закупочная комиссия в лице Ж.В.Н., Б.С.Б. и А.Г.В. провела осмотр автозаправки, принадлежащей ООО ТД "ГК". В акте от 21.07.2014 об определении количества топлива в цистернах автозаправки ООО ТД "ГК", расположенной в г. Саров Нижегородской области, отражено, что в связи с непредъявлением коммерческим директором ООО ТД "ГК" С.А.А. надлежаще оформленных документов о наличии общего количества цистерн, их технических параметров, определить количество цистерн и хранящегося в них топлива невозможно. Между тем, как было указано выше, таких требований в письме от 18.07.2014 № <...> заказчик к претенденту не предъявлял.
Проанализировав данные обстоятельства, включая письмо от 18.07.2014 № <...> и акт от 21.07.2014, комиссия приходит к выводу, что отсутствуют доказательства того, что заявитель не обладал нужным количеством емкостей и нужным объемом топлива.
Делая данный вывод, комиссия принимает во внимание и объяснения, данные представителем заказчика при рассмотрении настоящего дела.
Представитель ФГУП "Р-В" Б.С.Б. пояснил, что емкости, в которых находились нефтепродукты, были предъявлены к осмотру, комиссия заказчика их наблюдала, но не могла определить объем находящихся в них нефтепродуктов, так как не располагала необходимыми средствами измерения.
Утверждение о том, что членам закупочной комиссии не предъявлены документы о количестве нефтепродуктов комиссия УФАС по Нижегородской области считает несостоятельным, так как такие требования отсутствовали в письме от 18.07.2014 № <...>, то есть участник закупки не мог предполагать, что такие документы будут затребованы при проведении осмотра.
Таким образом, комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что выставление нулевой оценки по критерию "наличие у поставщика на территории г. Саров своих или арендованных емкостей для топлива, имеющих постоянно в наличии не менее 60 тонн каждого вида топлива" нарушает порядок определения победителя закупочной процедуры.
При проведении рассматриваемой закупки закупочная комиссия ФГУП "Р-В" нарушила собственное положение о закупке в части порядка выбора победителя конкурса (п. 14.12 ЕОСЗ), присвоив ООО ТД "ГК" по критерию "наличие у поставщика на территории г. Саров своих или арендованных емкостей для топлива, имеющих постоянно в наличии не менее 60 тонн каждого вида топлива" 0 баллов без достаточных на то оснований.
Описанные действия ФГУП "Р-В" противоречат также положениям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также части 6 статьи 3 Закона о закупках, где закреплено, что требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, на основании установленных фактических и правовых оснований комиссия Нижегородского УФАС признает жалобу ООО ТД "ГК" обоснованной.
По правилам части 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу вышеназванной правовой нормы комиссия антимонопольного органа полагает необходимым в качестве меры, направленной на устранение нарушений, допущенных закупочной комиссией по закупке товаров (работ, услуг) Федерального государственного унитарного предприятия "Р-В", выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения закупки, а именно: об отмене протокола № <...> очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по открытому одноэтапному конкурсу без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (закупка № <...>), с учетом выводов, содержащихся в решении комиссии по настоящему делу.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Нижегородского УФАС России
решила:
жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгового Дома "ГК" (<...>, город Нижний Новгород, п. <...>) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Р-В" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов (Аи-80, Аи-92, Аи-95, топливо дизельное летнее) (закупка № <...>), признать обоснованной.
Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Р-В" (<...>, Нижегородская обл., г. Саров, пр. <...>, ИНН <...>) предписания об отмене протокола № <...> очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по открытому одноэтапному конкурсу без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов, составленного в ходе проведения торгов в срок не позднее 8 сентября 2014 года.
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Председатель комиссии
Члены комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 26 августа 2014 г. по делу № 1011-ФАС52-03/14
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия № 2 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в следующем составе:
<...>,
руководствуясь статьей 18.1 (частями 17 и 20), частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения по делу № 1011-ФАС52-03/14, вынесенного в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Р-В" (<...>, Нижегородская обл., г. Саров, пр. <...>, ИНН <...>),
предписывает:
1. Заказчику - Федеральному государственному унитарному предприятию "Р-В" (<...>, Нижегородская обл., г. Саров, пр. <...>, ИНН <...>) - в срок не позднее 8 сентября 2014 года отменить протокол № <...> от 12.08.2014 очного заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по открытому одноэтапному конкурсу без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку светлых нефтепродуктов, составленного в ходе проведения торгов (закупка № <...>) и разместить соответствующую информацию на официальном сайте.
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области не позднее 3 дней с момента его исполнения, приложив документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Нижегородской области в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
------------------------------------------------------------------