По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение городской Думы г. Павлово Павловского района Нижегородской области от 02.06.2014 N 14 "О внесении изменений в Решение городской Думы N 11 от 14.05.2010"



ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ПАВЛОВО
ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА

РЕШЕНИЕ
от 2 июня 2014 г. № 14

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
№ 11 ОТ 14.05.2010

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Городская Дума решила:
1. Внести изменения в целевую долгосрочную программу "Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Павлово на 2010 - 2015 гг." (далее - Программа), утвержденную решением Городской Думы г. Павлово от 14.05.2010 № 11:
1.1. Паспорт и текст программы изложить в редакции Приложения № 1 к настоящему решению.
1.2. Приложение № 1 к Программе изложить в редакции Приложения № 2 к настоящему решению.
2. Настоящее решение вступает в силу с момента его принятия.
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на комитет планово-бюджетный, экономике и прогнозированию, налоговой политике и приватизации (председатель М.В. Куренков).

Председатель городской Думы
Глава города
Т.Б.БАБУШКИНА





Приложение № 1
к решению
городской Думы г. Павлово
от 02.06.2014 № 14

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ПАВЛОВО НА 2010 - 2015 ГОДЫ"

Наименование программы
Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Павлово на 2010 - 2015 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки программы
Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; Постановление Правительства Нижегородской области от 16.09.2010 № 618 (ред. от 19.12.2012) "Об утверждении Комплексной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011 - 2015 годы"
Заказчик программы
Администрация муниципального образования г. Павлово
Цели и задачи программы
Цель Программы: обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Задачи Программы:
формирование в муниципальном образовании г. Павлово благоприятной среды для развития предпринимательства;
решение проблем занятости трудоспособного населения;
насыщение рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств;
достижение высокой конкурентоспособности местной продукции;
сохранение и развитие имеющегося интеллектуального и инновационного потенциала;
создание благоприятной (стабильной) социально-политической обстановки в муниципальном образовании, формирование среднего класса;
повышение предпринимательской культуры населения;
улучшение системы доступа малых и средних предпринимателей к необходимым ресурсам (земля, помещения, присоединение к электросетям/газопроводам/тепловым и водоканальным сетям, оборудование, имущество, кредитные и финансовые ресурсы);
развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
диверсификация сфер деятельности (производство, строительство, здравоохранение), устранение сложившихся диспропорций;
развитие внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий, привлечение зарубежных инвестиций
Сроки и этапы реализации
Реализация Программы предусматривается в период 2010 - 2015 годов
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
Создано 316 ед. новых субъектов малого предпринимательства за период 2010 - 2013 гг.
Создано 448 ед. (в т.ч. 29 - резиденты и сотрудники бизнес-инкубатора) новых рабочих мест за период 2010 - 2013 гг. - рабочие места на малых и средних предприятиях.
Создание 82 ед. (в т.ч. 57 - резиденты бизнес-инкубатора) новых рабочих мест за период 2014 - 2015 гг. - рабочие места на малых и средних предприятиях
Объем и источники финансирования программы
Средства федерального бюджета, бюджета Нижегородской области, бюджета муниципального города Павлово на общую сумму 171,437 млн руб. (в том числе на строительство бизнес-инкубатора <1> 52,03 млн руб.) в 2010 - 2013 гг.:
2010 г. - 85,67 млн руб. (в т.ч. бизнес-инкубатор 1,12 млн руб.)
2011 г. - 57,35 млн руб. (в т.ч. бизнес-инкубатор 41,202 млн руб.)
2012 г. - 23,715 млн руб. (в т.ч. бизнес-инкубатор 5,008 млн руб.)
2013 г. - 4,702 млн руб. (в т.ч. бизнес-инкубатор 4,702 млн руб.)
Средства федерального бюджета, бюджета Нижегородской области, бюджета муниципального города Павлово на общую сумму 1,4 млн руб. в 2014 - 2015 гг.:
2014 г. - 0,7 млн руб.
2015 г. - 0,7 млн руб.
Система организации контроля за ходом реализации Программы
Координация работ по реализации Программы осуществляется Администрацией муниципального образования г. Павлово.
Контроль за реализацией Программы по итогам каждого квартала осуществляет Правительство Нижегородской области и Администрация г. Павлово
Исполнитель
Администрация муниципального образования г. Павлово

--------------------------------
<1> Реализация и финансирование осуществляется в рамках ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2010 года № 567.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, определенным в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законе Нижегородской области № 171-З от 5 декабря 2008 г. "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области".

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1.1. Анализ уровня социально-экономического развития
муниципального образования г. Павлово

Павловский район расположен на западной границе Нижегородской области, на северной оконечности Приволжской возвышенности. На севере он граничит с Володарским районом, на востоке - с Богородским, на юге и юго-западе с Сосновским и Вачским районами, на западе с Владимирской областью.
Районный центр - город Павлово - расположен на правом, возвышенном берегу Оки, примерно в 80 км к юго-западу от областного центра.
Площадь г. Павлово составляет 40,5 кв. км, или 3,7% от площади района.
Расстояние от г. Павлово до г. Н.Новгорода (областного центра) по автомагистрали составляет 70 км.
Город имеет развитую транспортную инфраструктуру:
- сеть автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием;
- трассу областного значения Н.Новгород - Касимов;
- железнодорожную ветку Н.Новгород - станция "Металлист";
- внутренние судоходные пути по р. Ока (пристань г. Павлово);
- близость к международному аэропорту г. Н.Новгород 68 км;
- грузовую площадку для складирования грузов "Марачево".
По состоянию на 01.01.2010 численность постоянного населения города составила 59,9 тыс. чел., из них 46,6% составляет экономически активное население.
В промышленности города наибольшую долю, 81,6%, занимает производство транспортных средств, машин и оборудования. В данной сфере работают 7 организаций, в т.ч. градообразующие предприятия ОАО "Павловский автобус" и ООО "Павловский автобусный завод", на долю которых приходится 60% общего объема отгруженной продукции по промышленности и занято 12% экономически активного населения.
В 2007 году в экономике города было занято около 30 тыс. чел., в т.ч. порядка 50% (или 14,57 тыс. чел.) в промышленности, из них 5,3 тыс. человек на градообразующих предприятиях (ОАО "Павловский автобус" и ООО "Павловский автобусный завод").
По состоянию на 01.02.2010 уровень безработицы составил 2,4% (на 01.01.2008 - 0,6%).
Основу экономики г. Павлово составляет промышленность - 84,6%, из них порядка 60% это продукция, производимая градообразующими предприятиями (ООО "Павловский автобусный завод", ОАО "Павловский автобус").
В 2009 году объем отгруженной продукции г. Павлово по всем видам экономической деятельности сократился на 18,6% и составил 10,4 млрд руб., что привело к сокращению 2077 человек работающих.
Малое предпринимательство в городе является одним из механизмов решения экономических и социальных проблем, создания прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды, расширения налогооблагаемой базы для местного бюджета, снижения уровня безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест, насыщения рынка товарами собственного производства, создания стабильности в муниципальном образовании.
В последние годы малый бизнес развивался достаточно динамично - увеличилось общее число малых предприятий, возросло количество индивидуальных предпринимателей, увеличился общий объем продукции, отгруженной предприятиями малого бизнеса, увеличилась доля населения, занятого в этом секторе экономики, повысился уровень заработной платы, в эксплуатацию введены новые объекты торговли и общественного питания.
Тем не менее экономика города объективно нуждается в развитии малого предпринимательства, так как крупные предприятия не могут обрести нужную гибкость производства без опоры на хорошо развитую сеть обслуживающих их малых предприятий, дополняющих крупное производство.
На 1 января 2010 года на территории города зарегистрирован 2191 индивидуальный предприниматель и 551 малое предприятие, ведущие хозяйственную деятельность, что к уровню 2008 года составляет соответственно 104% и 90%. В 2009 году в сфере малого предпринимательства было занято 14672 человека (с учетом индивидуальных предпринимателей), что составило к уровню 2008 года 102,82%.
Положительная динамика развития малого предпринимательства в кризисных явлениях 2008 - 2009 годов оказывала положительное влияние на экономику города и района. В 2009 году в сфере МП было занято около 40% экономически активного населения города. Однако количество МП на 1000 жителей в городе явно недостаточно - 9,5 единицы.

Основные показатели деятельности малого предпринимательства
в муниципальном образовании г. Павлово

Наименование показателей
Ед. изм.
2008
2009
2010 <*>
2011 <*>
2012 <*>
2013 <*>
Количество малых предприятий
ед.
565
552
746
948
971
993
Число индивидуальных предпринимателей (по данным МРИ ФНС)
чел.
1824
2191
2329
2056
2063
1755 <**>
Численность работников, занятых в сфере малого бизнеса
чел.
10979
14672
11290
11760
11800
11800
Доля занятых в малом предпринимательстве от численности экономически активного населения
%
37,4
40,4
40,5
42,2
42,2
42,2
Среднемесячная зарплата на малых предприятиях
руб.
5818,38
7064
9148,2
10088,5
12069,5
13310,0
Объем выпуска продукции МП
млрд руб.
2,32
2,12
3,06
4,07
5,1
5,9
Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) собственного производства
%
16,95
17,4
16,8
20,2
19,15
20,98
Доля малого бизнеса в общей сумме поступивших налогов
%
20,5
23,5
24,0
24,8
25,1
25,3

--------------------------------
<*> 2010 - 2013 - показатели за период реализации Программы.
<**> Количество ИП сократилось по причине увеличения взносов в ПФ.

В качестве основных мер (инструментов) государственной и муниципальной поддержки МП органы местного самоуправления и государственной власти используют следующие инструменты налоговой политики:
- в целях создания более благоприятных условий для функционирования субъектов малого предпринимательства администрацией района с 2008 г. значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности остается без изменения, т.е. не повышается. С вступлением с 1 января 2009 г. от 22.07.2008 № 155-ФЗ "О внесении изменений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации", который отменил учет фактического периода осуществления предпринимательской деятельности, с 1 июля 2010 г. решением Земского собрания от 18 июня 2009 года № 22 снижен корректирующий коэффициент К2 по виду деятельности розничная торговля, осуществляемая в объектах нестационарной торговой сети. Это позволит субъектам малого бизнеса сэкономить финансовые средства, направить их на инвестиционные цели. Доля единого налога на вмененный доход в собственных доходах бюджета района за 2009 год составила 9,95%, прогнозируется увеличение данного показателя в 2010 г. (до 10,25%) и последующих годах;
- с 1 января 2010 г. вступил в силу Закон Нижегородской области от 04.12.2009 № 231-З "О налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" с установлением процентной ставки в размере 7 процентов по видам деятельности, наиболее пострадавшим от экономического кризиса в городе, "Обрабатывающие производства" и "Строительство".
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе города. За период 2007 - 2009 годов в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес, более 50%.

Распределение числа малых предприятий по видам
экономической деятельности в 2009 году, %

Диаграмма не приводится.

Второе место в отраслевой структуре занимают субъекты бизнеса в обрабатывающих отраслях (в основном производство готовых металлических изделий и производство машин и оборудования), операции с недвижимым имуществом, транспорт и связь, строительство.
За 9 месяцев 2009 года малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами на 2,108 млрд руб., что на 6,8% ниже уровня 2008 года. Доля малых предприятий в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг составляет 17,4%.
Спрос на продукцию и услуги малых и средних предприятий, а также предпринимателей носит преимущественно местный характер (около 30% отгрузки предприятий - автокомпоненты).
В то же время существует потенциал развития малых производств, нацеленных на близлежащий емкий рынок областного центра (70 км от города), это прежде всего пищевая (молоко, молочные продукты, хлеб - хлебобулочные изделия, свинина), столовые приборы, ножи, садово-огородный инструмент, строительные материалы, трубопроводная арматура, бытовая и офисная мебель и сувенирная продукция (ножи туристические, рыболовные, охотничьи, клинки, художественные эмали и ювелирные украшения, художественна ковка, изделия из лозы). Учитывая выгодное географическое положение города на пересечении транспортных путей - имеются железнодорожные, водные и автомобильные магистрали, причал для судов, железнодорожная станция "Металлист", близлежащий областной центр с международным аэропортом "Стригино" в 70 км, близлежащая федеральная трасса М7, удаленность от федерального центра г. Москва в 380 км, все это дает возможность для развития малого предпринимательства в городе.
Со 2 полугодия 2008 года многие субъекты малого предпринимательства из-за отсутствия заказов на производимую ими продукцию, сокращения покупательской способности, роста тарифов на энергоносители, водоснабжение и водоотведение, коммунальные услуги, роста цен на сырье и материалы вынуждены были перейти на неполную загруженность предприятий. Были закрыты либо пустовали в отсутствие арендаторов торговые точки. Все это неизменно привело к переходу субъектов малого предпринимательства на неполный рабочий день, рабочую неделю, административным отпускам и даже сокращению штата работников. Достаточно сложное финансовое состояние не позволяет малым предприятиям и предпринимателям выплачивать своим работникам достойную заработную плату, приводит к занижению ее уровня, что неблагоприятно сказывается в конкуренции за высококвалифицированные, молодые трудовые ресурсы. В целом по малому предпринимательству среднемесячный уровень заработной платы составляет около 7064 руб., или около 63% от среднемесячной заработной платы по городу.
В начале 2010 года негативные последствия экономического кризиса все более заметно отразились на деятельности субъектов малого бизнеса. Снижение спроса на продукцию и снижение уровня цен, рост неплатежей покупателей (дебиторская задолженность за 9 месяцев 2009 г. составила около 1 млрд руб., в основном в строительстве и оптово-розничной торговле), ужесточение требований кредитных организаций и дефицит ликвидности вызвали увеличение просроченной задолженности по оплате труда, налоговым платежам, расчетам за поставленное сырье, материалы, услуги, а в отдельных случаях - приостановление предпринимательской деятельности. Все эти последствия экономического кризиса привели к процедуре банкротства некоторых субъектов малого предпринимательства, а именно - в отношении 24 субъектов идет конкурсное производство и 14 - внешнее наблюдение.
Оценка влияния кризисных явлений на отраслевую структуру малого предпринимательства.
Обрабатывающие производства:
1) производство готовых металлических изделий. За 9 месяцев 2009 года объемы отгруженной продукции малыми предприятиями в сфере металлообработки сократились на 12,75%. В 2008 году субъектами малого предпринимательства было произведено готовых металлических изделий на сумму 204 млн руб., что на 29,8% выше уровня 2007 года. Основными видами продукции, производимой предприятиями, являются: садово-огородный инструмент, ножи бытовые, туристические, охотничьи, рыболовные, медицинский инструмент.
2) производство машин и оборудования. За 9 месяцев 2009 г. количество предприятий, производящих машины и оборудование, сократилось с 17 единиц до 14 единиц. При этом объем отгруженной продукции за 9 месяцев 2009 г. к соответствующему периоду 2008 г. не уменьшился. Дебиторская задолженность в 2009 г. снизилась с 53% до 39% от величины всех оборотных активов, хотя эта доля остается довольно высокой, что говорит о замедлении оборачиваемости оборотных средств, отсутствии свободных денежных средств для приобретения сырья и материалов, машин и оборудования, выплаты заработной платы и налоговых платежей.
3) Достаточно динамично в 2007 - 2009 годах развивался малый и средний бизнес в пищевой промышленности.
За 9 месяцев 2009 года объем отгрузки пищевой продукции увеличился на 7%. В основном это связано с установкой на ООО "Павловский молочный завод" в 2007 году импортной линии по производству стерилизованного молока. Объем отгруженной продукции предприятия увеличился за 2008 г. почти в 3 раза, с 50 млн руб. до 170 млн руб. Кроме того, на территории города производятся хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, молочная продукция, колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, рыбные пресервы.
Спрос на продовольствие по сравнению с другими товарными группами сократился незначительно. Однако в этом секторе наблюдается рост дебиторской задолженности, связанный с вынужденным предоставлением производителями дополнительных отсрочек платежей оптовому звену. Кроме того, малые компании в производстве продуктов питания сильно ограничены в маневре, так как на рынке доминируют крупные игроки, которые задают ценовые рамки, в результате небольшим производителям приходится либо работать на грани рентабельности, либо уходить с рынка. Очень жесткие ценовые условия выставляют местным товаропроизводителям крупные сетевые компании "Магнит", "Пятачок", "Карусель", "Пятерочка", "Ашан" и другие.
Торговля. В 2008 году в городе успешно развивалась оптово-розничная торговля (рост к уровню 2007 г. составил 255%). Увеличилось количество магазинов самообслуживания до 10, в сентябре 2008 г. открыты крупные торговые центры "Цитрон" и "Райцентр", развлекательный центр "СиТи". Было открыто 14 магазинов шаговой доступности, из них 6 магазинов, реализующих продукцию холдинга "Русское поле", в состав которой входит птицефабрика "Павловская", ассортимент продукции которой достаточно разнообразен - от мяса птицы и его полуфабрикатов до готовой продукции мясопереработки.
В то же время с конца 2008 г. наблюдается увеличение неиспользуемых торговых площадей как крупных торговых центров, так и более мелких магазинов. Одновременно с этим наблюдается тенденция расширения мелкорозничной уличной торговли. Необходимо отметить, что продолжается увеличение арендуемых торговых мест на Павловском рынке. За 2010 - 2012 гг. собственниками ЗАО "Павловский рынок" проведена реконструкция старых помещений, а также построено 2 новых торговых павильона на территории рынка.
В розничной торговле продовольственными и промышленными товарами также наблюдается влияние кризиса: отмечается падение спроса на товары более дорогой ценовой группы, наблюдается снижение суммы среднего чека и происходит изменение структуры спроса в пользу более дешевой продукции.
По промышленной группе товаров спрос сохранился лишь на отдельные виды товаров повседневного спроса - это одежда, текстиль и обувь. Уменьшился спрос на строительные материалы, мебель, бытовую технику, автотранспорт и другие дорогостоящие товары.
Ремонт и обслуживание автомобилей. Спад спроса на ремонтные услуги составил 50 - 60%. Наиболее резко сократился объем заказов со стороны корпоративных клиентов, многие из которых существенно сократили деятельность. Со стороны частных клиентов уменьшение спроса также значительно - ввиду отсутствия свободных денежных средств или по причине уменьшения доходов, роста цен на автозапчасти автовладельцы стараются отсрочить дорогостоящий капитальный либо текущий ремонт автотранспорта на более поздний срок либо договориться на рассрочку платежа. Автовладельцы, занятые в предоставлении транспортных услуг, по большей мере сами занимаются ремонтом собственного автотранспорта, имея в штате автослесаря, механика и других специалистов. К тому же профессиональное училище № 16 г. Павлово обучает специалистов данной профессии, что в последующем позволяет многим из них совмещать свою специальность с профессией водителя. Усилилась конкуренция со стороны частных мастеров.
Рост курса доллара привел к росту стоимости запчастей для импортной техники, в результате чего компаниям приходится пересматривать тарифы. Возросли сроки ремонта из-за нарушения логистики импортных поставок. На сроки исполнения заказов влияет также нежелание компаний держать большие складские запасы запчастей.
Строительство. Наиболее пострадавшая отрасль. В результате динамичного развития этой отрасли в 2007 - 2008 гг. были достигнуты хорошие показатели, объем строительных услуг за этот период увеличился на 42%, а количество строительных организаций увеличилось вдвое. В результате приостановки строительства и заморозки строительства крупных социальных объектов в городе: средней школы на Калининском поселке, нового корпуса центральной районной больницы, уменьшения количества муниципальных контрактов по ремонту детских дошкольных учреждений, школ, корпусов районной больницы, социально-культурных объектов с рынка строительства ушли 7 организаций. Сократилось количество заказов на проектно-сметные и строительные работы в индивидуальном строительстве. При наблюдающемся снижении цен на недвижимость ужесточились условия банков по выдаче ипотечных кредитов с одновременным ростом процентных ставок.
Транспорт. Спад объема заказов, по разным оценкам, составляет 20 - 30%. Финансовые проблемы перевозчиков усугубил фактор сезонности - объем перевозок сокращается в зимний период. Цены на транспортные услуги упали на 30%. Специфические проблемы транспортных компаний, прибыль которых значительно зависит от доли пустого пробега, - резкое падение оборачиваемости транспортных средств. В связи со снижением плотности заказов машинам приходится дожидаться обратного груза из пункта назначения несколько дней либо возвращаться без груза. Усилилась конкуренция со стороны частных перевозчиков. Рост курса доллара привел к росту стоимости запчастей на импортную технику до 30%. Увеличились сроки поставки запчастей, в результате чего компании вынуждены временно выводить из эксплуатации часть парка. Однако в 2009 г. в связи с пуском в эксплуатацию моста через р. Ока на г. Муром увеличился транспортный поток через окружную дорогу города участка федеральной трассы Н.Новгород - Касимов, тем самым дав возможность развития транспортных услуг в районе.
Настоящая Программа разработана на этапе перехода от государственной политики поддержки малого предпринимательства к государственной политике развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В связи с тем, что указанным законом изменены критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства, в числе малых предприятий выделены микропредприятия численностью до 15 человек и впервые определено понятие субъекта среднего предпринимательства.
В связи с новыми критериями по численности и структуре уставного капитала количество малых предприятий увеличилось с 2131 ед. в 2007 году до 2743 ед. в 2009 году.
По итогам 2008 - 2009 гг. малые и микропредприятия, по оценке, составляли значительную долю в основных экономических показателях города: в численности занятых - 22,7%, в обороте всех предприятий - 26,5%.
За 2009 г. обследована деятельность 546 малых и микропредприятий города, из которых 460 единиц - действующие предприятия, а 86 единиц не ведут хозяйственную деятельность.
По сравнению с крупными, малые предприятия успешно действуют в тех областях экономики, где необходима высокая мобильность и адаптация к условиям продаж товаров и услуг, которыми не обладают крупные предприятия.
Ввиду того, что статистическое наблюдение за деятельностью малых и микропредприятий составляет не более 60% от общего количества этих предприятий на территории города, анализ ситуации в малом и среднем предпринимательстве осуществляется по данным экспертной оценки.
Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2009 году составила 11170 чел.
В последнее время администрация муниципального образования города Павлово уделяет особое внимание вопросам развития и поддержки малого предпринимательства.

1.2. Характеристика проблемы

В Павлове, как и в целом в стране, существуют следующие проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса:
- несовершенство нормативно-правовой базы по малому и среднему предпринимательству, требующей упрощения и оптимизации системы налогообложения, налоговый прессинг;
- отсутствие комплексного сопровождения начинающих предпринимателей, позволяющего, с одной стороны, получить свободный доступ к ресурсам, а с другой - получить базовые знания;
- снижение возможности воспользоваться банковскими кредитами на пополнение оборотного капитала из-за их высокой стоимости и, как правило, отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения;
- низкий уровень подготовки многих руководителей малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в вопросах правового, финансового, налогового законодательства;
- ограниченность доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о наличии ресурсов, в том числе излишков производственных площадей и технологического оборудования крупных предприятий, которые могут быть вовлечены в рыночный оборот малыми и средними предприятиями;
- слабое использование субъектов малого и среднего предпринимательства для решения социальных проблем, и в первую очередь занятости населения.
Таким образом, необходимо создание системы комплексной муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в увязке с уже имеющейся системой региональной и государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Проведение эффективной последовательной политики в вопросе поддержки и развития предпринимательства, решение его проблем позволит провести диверсификацию экономики, создать новую движущую силу экономического роста муниципального образования г. Павлово.
Необходимость разработки программы на период 2010 - 2015 гг. и решения задач по развитию предпринимательства программно-целевым методом обусловлены рядом объективных факторов:
- сложившейся сложной социально-экономической ситуаций, связанной с падением промышленного производства и ростом безработицы;
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем малого и среднего предпринимательства и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления комплекса программных мероприятий;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей;
- имеющимся положительным опытом реализации муниципальных целевых программ поддержки и развития малого предпринимательства в различных городах РФ.
Муниципальному образованию г. Павлово необходимо не только обеспечить решение этих вопросов на своей территории с минимальными затратами финансовых и других ресурсов и с качественными и количественными результатами, позволяющими обеспечить сохранение стабильности в городском сообществе и наилучшее удовлетворение потребностей жителей города.
Настоящая программа направлена на решение актуальных вопросов развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании г. Павлово.

1.3. Определение приоритетных направлений развития
малого и среднего предпринимательства

В сфере предпринимательства в г. Павлово несбалансированно высокой является доля организаций оптовой и розничной торговли. Одновременно с этим требуют развития сферы создания и организации производств, оказания услуг социальной направленности, создания и развития объектов в сфере туризма, создания и развития инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере энергосбережения.
Павлово - город мастеров и на протяжении двух веков является одним из Всероссийских центров металлообработки, поэтому значительную долю из числа предприятий города по видам экономический деятельности относят к предприятиям обрабатывающих производств. Спектр деятельности обрабатывающих производств достаточно разнообразен, доминируют предприятия, занимающиеся металлургическим производством и производством готовых металлических изделий, преобладают предприятия, производящие машины и оборудование, а также присутствуют предприятия, занимающиеся обработкой древесины, производством пищевых продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, производством транспортных средств, текстильным и швейным производством, а также производством прочих неметаллических изделий.
Сложившаяся в г. Павлово традиционная структура экономики, опирающаяся на сравнительно небольшое число крупных промышленных предприятий машиностроения и производства готовых металлических изделий, должна быть изменена в сторону увеличения доли малого и среднего бизнеса. Этот сектор экономики должен создавать новые рабочие места и обслуживать значительную долю потребителей, производя комплекс товаров и услуг в соответствии с существующими требованиями рынка. Малый и средний бизнес будет развиваться в сферах деятельности, не привлекательных для крупного бизнеса, способствовать стабилизации налоговых поступлений, динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Павлово является моногородом. Необходимо устранить диспропорции в его экономике, что без развития предпринимательства недостижимо.
Основная цель Программы - обеспечение устойчивого развития предпринимательства как важнейшего компонента формирования оптимальной территориальной и отраслевой экономики, как способа создания новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, как одного из источников пополнения бюджета.
Общими целями Программы являются:
- содействие развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг);
- обеспечение занятости и развитие самозанятости населения;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме производимой продукции предприятиями города Павлово;
- достижение баланса интересов бизнеса и уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей:
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Достижение поставленных целей посредством реализации определенных выше задач намечено в срок с 2010 г. по 2015 г. включительно.

III. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия определены исходя из основной цели Программы и задач, необходимых для решения поставленной цели. Программные мероприятия структурированы по следующим направлениям.

3.1. Расширение доступа субъектов малого
и среднего предпринимательства к финансовым
ресурсам, развитие микрофинансирования

Одним из основных направлений финансовой поддержки субъектов МСП является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, являющимся субъектами МСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на:
- уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;
- уплату лизинговых платежей по договорам лизинга;
- уплату вознаграждения за предоставление поручительств по кредитным договорам;
- технологическое присоединение к электрическим сетям (до 100 кВт).
В соответствии с реализацией государственной программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства наблюдательным советом Внешэкономбанка утвержден порядок осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства через банки-партнеры ОАО "РосБР". На территории Нижегородской области имеются представительства 8 банков-партнеров ОАО "РосБР". Одним из инструментов расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам предусмотрены программные мероприятия в части кредитования лизинговых компаний, а также кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства через банки-партнеры ОАО "РосБР".
В качестве поддержки начинающих субъектов МСП Программой предусмотрено предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий (грантов) на создание собственного бизнеса юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся субъектами МСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на:
- приобретение основных средств и производственного оборудования;
- обеспечение приобретения права по договору коммерческой концессии (франшизу) (паушальный взнос).
Также финансовая поддержка субъектов МСП осуществляется через развитие микрофинансирования.
Микрофинансовая деятельность - деятельность некоммерческих организаций (фондов, потребительских кооперативов), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления займов (далее - микрофинансовые организации) субъектам МСП.
Финансовая поддержка микрофинансовых организаций осуществляется в виде предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), являющимся микрофинансовыми организациями, в целях возмещения затрат микрофинансовых организаций на проведение внешней аудиторской и (или) ревизионной проверки деятельности микрофинансовых организаций, на обучение и повышение квалификации специалистов микрофинансовых организаций, на приобретение и (или) разработку специализированного лицензионного программного обеспечения для деятельности микрофинансовых организаций.
Порядок и условия оказания финансовой поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе "Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Павлово".
Кроме того, для данных целей планируется:
- предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат на приобретение энергосберегающего оборудования;
- субсидирование первоначального взноса по лизинговым договорам.
В результате за 2010 - 2015 гг. будет создано 443 новых субъекта МСП, выдано не менее 100 микрозаймов субъектам МСП, предоставлено компенсаций не менее 30 новым предприятиям в рамках субсидирования первоначального взноса по лизинговым договорам.
По результатам анализа примерного инвестиционного портфеля по развитию субъектов малого предпринимательства в г. Павлово, который включает в себя как создание (строительство) новых производств, так и расширение уже действующих, а также создание предприятий бытового обслуживания населения на территории г. Павлово, можно сделать вывод о высоком потенциале развития малого предпринимательства.

3.2. Имущественная поддержка предпринимательства
в муниципальном образовании г. Павлово

Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.
Порядок и условия оказания имущественной поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе "Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Павлово".
В городе Павлово действует такой объект инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, как Автономная некоммерческая организация "Центр развития предпринимательства Павловского района", на базе которой развивается инфраструктура поддержки предпринимательства и повышается качество инфраструктурного обеспечения, доступа предпринимателей к необходимой информации по ведению бизнеса, обучающим системам, а также созданы условия для оперативного получения предпринимателями консультационной, методической и финансовой помощи на всей территории города.
В 2012 году закончилось строительство и запущен в эксплуатацию бизнес-инкубатор в городе Павлово. В бизнес-инкубаторе создано 70 оборудованных рабочих мест, что позволит разместить порядка 15 вновь созданных субъектов малого предпринимательства.
В созданном бизнес-инкубаторе на приоритетных началах размещаются производственные и инновационные компании. В помещениях бизнес-инкубатора размещены офисные помещения, переговорные комнаты, конференц-зал и другие помещения, не связанные с производственной деятельностью предприятий-резидентов. Средства на компенсацию затрат предпринимателей на аренду производственных площадей предусмотрены в 2013 и последующих годах реализации Программы.
Целью деятельности бизнес-инкубатора является предоставление материально-технической базы, оказание информационной поддержки размещаемым на его площадях вновь созданным предприятиям, обеспечение комплексности предоставляемых предпринимателям услуг, повышение уровня профессионализма персонала, работающего в этих организациях.
Задачи бизнес-инкубатора:
- создание дополнительных рабочих мест, в том числе для инженерно-технических специалистов высокой квалификации;
- обеспечение лучших организационно-финансовых условий для реализации проектов, направленных на коммерциализацию научно-исследовательских разработок и реализацию научно-технических проектов;
- формирование инфраструктуры, ориентированной на развитие малого и среднего инновационного промышленного предпринимательства;
- развитие правовых и нормативных регуляторов деятельности малых и средних предприятий;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания новых компаний-налогоплательщиков.
В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры необходимо:
- сформировать перечень муниципального имущества, в том числе земельных участков, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства);
- усовершенствовать порядок передачи муниципального имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Павлово.
В 2013 году в бизнес-инкубаторе размещено 7 компаний-резидентов, в которых создано 11 рабочих мест. Вид деятельности компаний разнообразен: производство мебели и сувенирной продукции, образовательные услуги, туризм, услуги в области фотографии.

3.3. Поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства в области подготовки,
переподготовки и повышения квалификации кадров

Подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства планируется осуществлять через реализацию следующих мероприятий:
- организация и проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства;
- организация и проведение курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации для малого и среднего предпринимательства;
- организация работы "Школы молодого предпринимателя". Создание кружков по интересам для старших школьников;
- размещение информационных статей о субъектах малого и среднего предпринимательства, о возможностях их развития в г. Павлово в СМИ;
- разработка и изготовление информационных материалов для субъектов малого и среднего предпринимательства г. Павлово;
- предоставление на конкурсной основе организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства на территории города (семинары, конференции, круглые столы, тематические выставки, ярмарки).
В результате планируется:
- проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства;
- обучение как минимум 1500 человек на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации для малого и среднего предпринимательства;
- популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи;
- выпуск публикаций в печатных изданиях Нижегородской области и телевизионных передачах о предпринимательстве в г. Павлово.

3.4. Консультационная и информационная поддержка
субъектов малого и среднего предпринимательства

Консультационная и информационная поддержка субъектам МСП осуществляется через оказание скорой правовой и консультационной помощи предпринимателям, а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов.
Порядок и условия оказания консультационной и информационной поддержки определены в приложении № 2 к настоящей Программе "Положение о муниципальной поддержке малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования г. Павлово".
В рамках данного направления планируется создание горячих линий в Администрации г. Павлово, организация скорой правовой помощи через автономную некоммерческую организацию "Центр развития предпринимательства Павловского муниципального района".

3.5. Пропаганда и популяризация
предпринимательской деятельности

Развитие предпринимательской инициативы, пропаганда предпринимательства, являясь одной из составляющих создания положительного имиджа предпринимательства, в рамках реализации Программы осуществляются путем проведения следующих мероприятий:
- организация и проведение конкурсов на лучшие: молодежный проект, инновационный проект, профессиональное мастерство в сфере торговли и услуг;
- организация и проведение профессиональных конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
- выпуск тематических программ о предпринимательстве на местном ТВ.
В результате также планируется проведение конкурсов бизнес-проектов по разным номинациям ("Лучший проект", "Лучший предприниматель", "Прорыв года").
Конкурсы будут проводиться по следующим направлениям:
- жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий;
- инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
- IT-технологии;
- производство продукции для нужд здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
- туризм и отдых.

3.6. Рекламно-выставочная деятельность

Данный блок мероприятий, направленный на повышение конкурентоспособности субъектов МСП, продвижение продукции субъектов МСП, предусматривает деловые миссии в другие регионы, в т.ч.:
- организацию и проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами, способствующих развитию и привлечению инвестиций в предпринимательство;
- подготовку выставочной экспозиции потенциала малых и средних предприятий муниципального образования г. Павлово;
- субсидирование расходов на участие в зарубежных и российских выставках, форумах;
- субсидирование расходов на создание выставочной экспозиции.
Результатами этих мероприятий станут:
- участие субъектов малого и среднего предпринимательства в выставочно-ярмарочной деятельности с целью развития межрегиональных и международных контактов;
- проведение презентационных встреч и иных мероприятий с потенциальными инвесторами с целью привлечения инвестиций в предпринимательство.

3.7. Поддержка приоритетных направлений
развития предпринимательства

Программой предусматривается поддержка субъектов МСП по следующим направлениям:
- производственная деятельность;
- производство продукции для нужд здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
- туризм и отдых;
- жилищно-коммунальное хозяйство и внедрение энергосберегающих технологий;
- инновационная деятельность и производство наукоемкой продукции;
- IT-технологии;
- оказание бытовых услуг населению;
- крестьянско-фермерское хозяйство;
- сохранение и возрождение народно-художественных промыслов.
Мероприятия данного раздела предполагают создание бизнес-кейсов по приоритетным направлениям.
При разработке программы проанализированы и учтены перспективы развития действующих малых и средних предприятий и открытия новых производств.
В рамках реализации мероприятий, направленных на поддержку субъектов МСП, планируется создание новых 530 рабочих мест (с учетом 57 резидентов бизнес-инкубатора).

Период
Рабочие места
2010
57
2011
107
2012
162
2013
122
2014
37
2015
45
Итого
530

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении № 1.

3.8. Инвестиционный климат города

Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционного климата в отдельных стране, регионе, городе.
Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятия города.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития города. За период 2007 - 2009 гг. отмечается резкое снижение производственных и непроизводственных вложений (за период 2007 - 2009 гг. инвестиции в основной капитал снизились на 37%, а по субъектам малого предпринимательства на 49%). Хотя по ряду видов экономической деятельности по субъектам малого предпринимательства наблюдается рост капитальных вложений, а именно:
- Оптовая и розничная торговля: рост - 359% к уровню 2008 г.;
- Транспорт и связь - 144% к уровню 2008 г.;
- Операции с недвижимым имуществом - 154% к уровню 2008 г.
В основном это связано с введением в эксплуатацию крупных торговых центров, таких как ТЦ "Цитрон", Развлекательный центр "СиТи", реконструкция и переоборудование нескольких розничных магазинов, обновление парка автобусов предприятий, оказывающих пассажирские перевозки, и другие.
В 2008 г. был реконструирован цех и закуплено импортное оборудование по стерилизации молока на ООО "Павловский молочный завод", инвестиционные вложения по которому составили более 100 млн руб.
По итогам 2008 - 2009 гг. уровень инвестиционных вложений субъектами малого предпринимательства в коммунальное хозяйство и жилищное строительство незначителен и составляет не более 25% всех капитальных вложений субъектов малого предпринимательства.
Снижение инвестиций относится к числу главных причин продолжающегося промышленного спада в городе, препятствующего общему оздоровлению экономики города, обостряет проблему отсталости технической и технологической базы.
Благоприятность инвестиционного климата в г. Павлово обусловлена следующими факторами:
1. объективные (природно-климатические условия, оснащенность энергосырьевыми ресурсами, географическое местонахождение), а именно:
1) Выгодное экономико-географическое положение города: близость областного центра, наличие развитой транспортной инфраструктуры, близость международного аэропорта;
2) Наличие свободных инвестиционных коричневых площадок;
3) Квалифицированные трудовые ресурсы;
4) Развитая промышленно-производственная база;
5) Присутствие на территории города специализированных и высших учебных заведений.
2. субъективные (связанные с управлением деятельностью людей).
Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений. Мониторинг должен проводиться на основании постоянно пополняющейся и совершенствующейся информационной базы данных инвестиционных проектов организаций города, а также базы данных потенциальных инвесторов. Сбор информации, ее обработку, пополнение и хранение осуществляет исполнитель Программы.
На основании информационной базы данных, включающей в себя сведения об инвестиционных намерениях и проектах предприятий города, формируются ежегодные реестры инвестиционных проектов города. Кроме этого, необходимо сформировать дополнительную базу данных, включающую в себя информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих инвестиционную деятельность в городе, об элементах рыночной инфраструктуры, о производственном потенциале и сырьевых ресурсах города, о свободных производственных площадях, об объемах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам товаров и услуг.
Нормативно-правовой базой, способствующей привлечению инвестиций, является Закон Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". Механизм поддержки инвестиционных проектов со стороны Правительства Нижегородской области реализуется через следующие инструменты:
- предоставления инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области, налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
- предоставления инвесторам налогового кредита в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Законом;
- освобождения инвесторов от арендной платы при аренде земельных участков на территории Нижегородской области в целях осуществления инвестиционной деятельности на арендуемых земельных участках в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области;
- предоставления государственных гарантий Нижегородской области инвесторам в обеспечение возврата заемных средств, привлекаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области;
- нефинансовых мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;
- предоставления инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области, льгот при аренде объектов недвижимости государственной собственности Нижегородской области;
- разработки и (или) экспертизы инвестиционных проектов, инициатором которых является Правительство Нижегородской области, за счет государственных источников финансирования в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, при условии, если законом об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
- частичной компенсации инвесторам процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области в порядке, установленном Правительством Нижегородской области, при условии, если законом об областном бюджете на очередной финансовый год предусмотрены средства на указанные цели;
- предоставления инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект Нижегородской области, инвестиций из государственных источников финансирования.
Участие города в федеральных отраслевых и областных инвестиционных программах, а именно в "Программе развития социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 г.", обеспечило долевое финансирование высокоэффективных социально значимых проектов, реализуемых Администрацией Павловского муниципального района, для предприятий города, реализующих инвестиционные проекты, - со стороны федерального и областного бюджетов; а также со стороны Правительства Нижегородской области - предоставление кредитов, налоговых льгот, гарантий областного бюджета и других форм поддержки инвестиционных проектов. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 08.07.2005 № 158 "Об утверждении положения о проведении отбора соискателей на право получения государственных гарантий Нижегородской области и регулирует правоотношения по предоставлению муниципальных гарантий Павловского муниципального района юридическим лицам" утверждено Постановление Администрации Павловского муниципального района от 29.01.2008 № 6 "Об утверждении Положения о проведении отбора соискателей на право получения муниципальных гарантий", которое является одним из инструментов муниципальной поддержки инвестиционных проектов социальной и хозяйственной значимости для района.
На основании годовых программ социально-экономического развития города, а также отраслевых и целевых программ развития в объемах, принятых для финансирования из бюджета города на планируемый год, через проведение конкурса осуществляется размещение муниципального заказа на проведение работ по благоустройству территории города, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.
А также на территории района и города действуют следующие меры, способствующие инвестиционному развитию: с 2008 г. значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности остается без изменения, т.е. не повышается. С 01.07.2010 решением Земского собрания от 18 июня 2009 года № 22 снижен корректирующий коэффициент К2 по виду деятельности розничная торговля, осуществляемая в объектах нестационарной торговой сети. Это позволит субъектам малого бизнеса сэкономить финансовые средства, направить их на инвестиционные цели.
Также действует ряд мер, принимаемых Правительством Нижегородской области, а именно:
- с 1 января 2010 г. вступил в силу Закон Нижегородской области от 04.12.2009 № 231-З "О налоговой ставке для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов" с установлением процентной ставки в размере 7 процентов по видам деятельности, наиболее пострадавшим от экономического кризиса в городе, "Обрабатывающие производства" и "Строительство";
- Постановление Правительства Нижегородской области от 10.04.2009 № 209 "О возмещении части процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства", в соответствии с которым с 01.01.2010 компенсация составляет 100% действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ;

- Постановление Правительства Нижегородской области от 27.05.2006 "О порядке возмещения субъектам малого предпринимательства части затрат по страхованию предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также части затрат по страхованию предмета лизинга", в соответствии с которым возмещение затрат по страхованию предмета залога с 01.01.2010 составляет 100% от произведенных субъектом малого предпринимательства затрат по страхованию;
- Постановление Правительства Нижегородской области от 21.10.2009 № 752 "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки в виде грантов начинающим малым предприятиям".
В целях обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства к объектам инфраструктуры:
- формируется перечень муниципального имущества, в том числе земельных участков, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (имущество, включенное в перечень, может быть использовано как залоговый фонд для привлечения кредитных ресурсов на финансирование проектов субъектов малого и среднего предпринимательства);
- усовершенствуется порядок передачи муниципального имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования г. Павлово.

IV. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Целевые показатели, используемые в рамках реализации Программы, отражают развитие исключительно субъектов малого предпринимательства.

Целевые индикаторы и показатели

№ п/п
Наименование индикаторов и показателей
годы
2009, факт
2010, факт
2011, факт
2012, факт
2013, факт
2014, оценка
2015, план
2015 г. к уровню 2010 г., %
1
Количество субъектов СМП, ед.
2743 (ИП 2191)
3075 (ИП 2329)
3004 (ИП 2056)
3034 (ИП 2063)
2748 (ИП 1755)
2950 (ИП 1860)
3034 (ИП 1970)
98,7
2
Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тысячу человек населения города
9,5
12,45
15,61
16,2
16,7
16,7
16,7
134
3
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения, %
40,4
40,5
42,2
42,2
42,2
42,5
42,5
-
4
Среднесписочная численность работников, занятых в сфере МСП, чел.
11170
11290
11760
11800
11800
11990
12070
107
5
Доля малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства организаций
17,4
16,8
20,2
20,3
20,98
21,0
21,2
-
6
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, считающих недвижимость доступной (опросный показатель), %
28
30
34
39
39
40
41
-
7
Количество субъектов МСП, получивших финансовую господдержку, ед./% от общего количества субъектов МСП
19/0,7
101/3,2
88/2,9
95/3,1
6/0,22
10/0,34
12/0,4
-
8
Количество прошедших обучение (по всем видам обучения), финансируемое с использованием средств Программы
-
97
1156
1440
417
480
520
-
9
Количество выданных разрешений на строительство, шт.
8
9
9
8
9
10
10
111
10
Количество земельных участков в границах муниципального образования, предоставленных субъектам МСП
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
Нет свободных муниципальных земельных участков в г. Павлово
11
Привлекательность ведения бизнеса в городе (опросный показатель), %
22
25
30
38
38
39
40
-

V. ОБОСНОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых ресурсах и источники их покрытия определены в соответствии с выбранными направлениями развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование мероприятий программы обеспечивается за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.
Объем финансирования мероприятий за счет средств бюджетов различных уровней может уточняться. Финансирование программы в 2014 - 2015 гг. скорректировано по достижению результатов выполнения мероприятий в 2013 г.
Отбор исполнителей мероприятий и инвестиционных проектов будет осуществляться на конкурсной основе.

VI. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Управление программой - это совокупность скоординированных действий, реализуемых органами управления различного уровня и призванных обеспечить запуск программы, контроль и анализ хода работ, корректировку программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации.
Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. Исполнитель Программы несет ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
Главным распорядителем средств бюджета на выполнение программы является Администрация муниципального образования города Павлово.
Координация работ по реализации Программы осуществляется Администрацией муниципального образования г. Павлово.
Контроль за реализацией Программы по итогам каждого квартала осуществляет Правительство Нижегородской области и Администрация г. Павлово.

VII. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В результате успешной реализации Программы достигнуты следующие основные показатели деятельности малых предприятий:
за период 2010 - 2013 годов создано новых рабочих мест 448 (в т.ч. 29 - резиденты и сотрудники бизнес-инкубатора) получателями финансовой поддержки;
общее количество субъектов малого предпринимательства по итогам 2013 года составило 2,748 тыс. единиц;
среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, увеличилась до 11800 человек в 2013 году, темп роста - 104,5% за период 2010 - 2013 годов.

VIII. ОЦЕНКА ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По оценке, в результате успешной реализации Программы будут достигнуты следующие основные показатели деятельности малых предприятий:
за период 2014 - 2015 годов будет создано около 82 (в т.ч. 57 - резиденты бизнес-инкубатора) новых рабочих мест;
общее количество субъектов малого предпринимательства за 2014 - 2015 годы составит более 3,034 тыс. единиц;
среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, составит до 12070 чел. в 2015 году, темп роста - 107%.





Приложение № 2
к решению
Городской Думы г. Павлово
от 02.06.2014 № 14

Наименование мероприятий
Результаты проведенных мероприятий в 2010/2011/2012/2013 гг.
Финансовые затраты, тыс. руб.
Финансовые затраты, тыс. руб.
Финансовые затраты, тыс. руб.
Финансовые затраты, тыс. руб.
Финансовые затраты, тыс. руб.
Финансовые затраты, тыс. руб.
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
Всего
Бюджет
Внебюджетные средства
Всего
Бюджет
Внебюджетные средства
Всего
Бюджет
Всего
Бюджет
Внебюджетные средства
Всего
Бюджет
Всего
Бюджет


Городской
Областной
Федеральный
Городской
Областной
Федеральный
Городской
Областной
Федеральный
Городской
Областной
Федеральный
Городской
Областной
Федеральный
Городской
Областной
Федеральный
подраздел "Модернизация"
1.1.
Предоставление грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела, в том числе грантов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, в размере, не превышающем 1,0 млн руб., на одного получателя поддержки
Выдано 57/18/39 грантов начинающим предпринимателям
21845,05
217,68
1081,37
20546,00

5825,75
375,75
1417,00
4033,00

15770,20
752,00
3003,64
12014,56
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.1.1.
гранты начинающим предпринимателям на создание собственного дела
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

9223,80
440,00
1756,76
7027,04
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.1.2.
гранты начинающим предпринимателям на уплату первого взноса при заключении договора лизинга
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

6546,40
312,00
1246,88
4987,52
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.2.
Субсидирование части затрат, связанных с уплатой СМиСП процентов по лизинговым договорам, присоединение к объектам электросетевого хозяйства
субсидирование затрат 2/13/11/2 СМП
9993,69
98,95
494,74
9400,00

2457,69
150,00
600,00
1707,69

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.3.
Создание бизнес-кейсов по приоритетным направлениям
Созданы бизнес-кейсы
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого по подразделу "Модернизация"
31838,74
316,63
1576,11
29946,00
0,00
8283,44
525,75
2017,00
5740,69
0,00
15770,20
752,00
3003,64
12014,56
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
подраздел "Финансы"
1.4.
Компенсация затрат по паушальным взносам на приобретение франшизы
Компенсация предоставлена 2/2/4 субъектам МСП
1484,21
14,84
59,37
1410,00

899,46
14,84
230,00
654,62

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.5.
Развитие микрофинансирования
Предоставление микрофинансовой поддержки 37/51 субъектам СМП
31895,58
316,63
1578,95
30000,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.6.
Предоставление льготной аренды объектов муниципальной собственности

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.7.
Кредитная поддержка МСП через банки-партнеры в рамках программы финансовой поддержки МСП (в рамках программы ОАО "РосБР")

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.8.
Реализация программы ОАО "РосБР" в части кредитования лизинговых компаний

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.9.
Субсидирование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, являющимся СМСП, в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на уплату процентов
Субсидирование затрат 56/38/22СМП
11873,69
118,74
474,95
11280,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.10.
<**> Квота в региональном гарантийном фонде

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого по подразделу "Финансы"
45253,48
450,21
2113,27
42690,00
0,00
899,46
14,84
230,00
654,62
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
подраздел "Пропаганда и обучение"
1.11.
Организация и проведение семинаров, конференций для малого и среднего предпринимательства
Поддержку получили 893 человека
2124,06
18,80
105,26
2000,00

1081,87
4,95
280,00
796,92

184,65
9,00
35,13
140,52
0,00
0,00
0,00
0,00

180,00
180,00
0,00
0,00
180,00
180,00
0,00
0,00
1.12.
Предоставление СМиСП образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации
Услуги 678 работникам, занятым у СМП
0,00
0,00
0,00
0,00

1548,35
9,89
400,00
1138,46

184,65
9,00
35,13
140,52
0,00
0,00
0,00
0,00

210,00
210,00
0,00
0,00
220,00
220,00
0,00
0,00
1.13.
Возмещение части затрат, связанных с обучением СМиСП и их сотрудников
Субсидирование затрат 2/4/4/2 СМП
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

184,65
9,00
35,13
140,52
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.14.
Организация работы "Школы молодого предпринимательства"
Обучился 551 ученик
0,00
0,00
0,00
0,00

330,88
3,96
85,00
241,92

447,00
22,00
85,00
340,00
0,00
0,00
0,00
0,00

50,00
50,00
0,00
0,00
60,00
60,00
0,00
0,00
Итого по подразделу "Пропаганда и обучение"
2124,06
18,80
105,26
2000,00
0,00
2961,10
18,80
765,00
2177,30
0,00
1000,95
49,00
190,39
761,56
0,00
0,00
0,00
0,00

440,00
440,00
0,00
0,00
460,00
460,00
0,00
0,00
подраздел "Информационная и консультационная поддержка СМП"
1.15.
Оказание информационной и консультационной помощи СМП, а также прием жалоб, связанных с несанкционированными проверками правоохранительных и контролирующих органов
Оказана консультационно-информационная поддержка 1054 субъектам МСП
593,69
5,94
23,75
564,00

1380,56
395,94
256,00
728,62

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

110,00
110,00
0,00
0,00
110,00
110,00
0,00
0,00
1.16.
Субсидирование расходов на участие в зарубежных и российских выставках, форумах
Субсидирование затрат 10/12/13 СМП
3197,96
31,66
158,30
3008,00

890,56
5,94
230,00
654,62

1205,00
55,00
230,00
920,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.17.
Субсидирование на изготовление выставочной экспозиции
Субсидирование затрат 2 СМП
0,00
0,00
0,00
0,00

548,35
9,89
140,00
398,46

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.18.
Организация и проведение конкурсов на лучшие: молодежный проект; инновационный проект; профессиональное мастерство в сфере торговли и услуг и др.
Проведено 2 конкурса молодежных проектов. Приняли участие 38 проектов
0,00
0,00
0,00
0,00

195,28
2,97
50,00
142,31

276,90
13,40
52,70
210,80
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
30,00
30,00
0,00
0,00
1.19.
Проведение деловых миссий в другие регионы
194 участника деловых миссий в города области
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

150,00
150,00
0,00
0,00
100,00
100,00
0,00
0,00
1.20.
Маркетинговые исследования в сфере малого и среднего предпринимательства
Проведены маркетинговые исследования
1199,25
11,87
59,38
1128,00

330,38
3,46
85,00
241,92

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.21.
Мониторинг и анализ развития малого и среднего бизнеса
Проведен мониторинг и анализ состояния малого и среднего бизнеса в рамках действия Программы
339,38
1,98
149,40
188,00

330,38
3,46
85,00
241,92

368,95
17,60
70,27
281,08
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1.22.
Содержание портала "Малый и средний бизнес"
Создан портал, ведется поддержка и администрирование портала
0,00
0,00
0,00
0,00

331,87
4,95
85,00
241,92

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого по подразделу "Информационная и консультационная поддержка СМП"
5330,28
51,45
390,83
4888,00
0,00
4007,38
426,61
931,00
2649,77
0,00
1850,85
86,00
352,97
1411,88
0,00
0,00
0,00
0,00

260,00
260,00
0,00
0,00
240,00
240,00
0,00
0,00
Итого:
84546,56
837,09
4185,47
79524,00
0,00
16151,38
986,00
3943,00
11222,38
0,00
18622,00
887,00
3547,00
14188,00
0,00
0,00
0,00
0,00

700,00
700,00
0,00
0,00
700,00
700,00
0,00
0,00
За весь период реализации программы:
0,00
0,00
Объект социальной инфраструктуры
1.23.
Создание центра (бизнес-инкубатора) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства <***>

1120,00
1120,00
0,00
0,00

40910,00
5962,00
5768,00
29180,00
0,00
2444,98
2102,48
342,50
0,00
7086,20
4702,20
0,00
2383,993

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого по объектам социальной инфраструктуры
1120,00
1120,00
0,00
0,00
0,00
40910,00
5962,00
5768,00
29180,00
0,00
2444,98
2102,48
342,50
0,00
7086,20
4702,20
0,00
2383,99

0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
Итого:
85666,56
1957,09
4185,47
79524,00
0,00
57061,38
6948,00
9711,00
40402,38
0,00
21066,98
2989,48
3889,50
14188,00
7086,20
4702,20
0,00
2383,99

700,00
700,00
0,00
0,00
700,00
700,00
0,00
0,00
За весь период реализации программы:
163794,92
8486,20

--------------------------------
<**> Квота в гарантийном региональном фонде.
<***> Реализация и финансирование осуществляется в рамках ОЦП "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011 - 2013 годы", утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2010 года № 567.


------------------------------------------------------------------