По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нижегородского областного суда от 29.07.2014 по делу N 3-52/14 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09.01.2008 N 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области">



НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2014 г. по делу № 3-52/14

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.,
при секретаре судебного заседания Г.М.В.,
с участием представителя ООО "Сд" З.Е.В., представителей Правительства Нижегородской области Г.О.Л. и Р.О.В., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Федотова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Сд" о признании пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" недействующим с 16 июля 2009 года,

УСТАНОВИЛА:

ООО "Сд" обратилось в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" недействующим.
В обоснование заявления указало, что с 2005 года у ООО "Сд" находился в аренде земельный участок, расположенный на территории г. Нижнего Новгорода. Оспариваемое в части постановление нарушает права заявителя, поскольку создает дискриминационные условия и необоснованные препятствия для нормального экономического развития и ведения предпринимательской деятельности предприятия.
По мнению ООО "Сд" в оспариваемой части постановление Правительства Нижегородской области противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно принципу экономической обоснованности, так как увеличение арендной платы в пять раз в случае нарушения сроков строительства ставит других арендаторов той же категории земель и вида разрешенного использования в более выгодное положение, что в силу принципа запрета необоснованных предпочтений недопустимо. В случае приобретения объекта строительства (как незавершенного объекта) новый собственник без каких-либо оснований должен нести бремя уплаты арендной ставки в повышенном размере.
Также в заявлении ООО "Сд" указало, что законодательством повышенная ставка за пользование земельными участками предусмотрена только в случае нарушения сроков жилищного строительства. Условие по увеличению арендной платы в 5 раз не основано на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов земельных участков.
По мнению ООО "Сд" оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области противоречит положениям статей 4 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции". Условие о повышающем коэффициенте фактически является санкцией, а не порядком определения арендной ставки.
При рассмотрении дела в суде представитель ООО "Сд" З.Е.В. требования, изложенные в заявлении, поддержал. Просил заявление удовлетворить по приведенным в нем основаниям. Уточнил, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области должно быть признано недействующим со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", то есть с 16 июля 2009 года.
Представители Правительства Нижегородской области Г.О.Л. и Р.О.В. с доводами заявления не согласились, просили суд в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Правительства Нижегородской области Р.О.В. пояснила, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области принято полномочным органом, было надлежащим образом опубликовано. Полагала, что в настоящее время оспариваемым в части постановлением Правительства Нижегородской области права ООО "Сд" не нарушаются, так как договор аренды земельного участка с ООО "Сд" расторгнут. Кроме того, условие об увеличении размера арендной платы в случае нарушения сроков строительства было включено в договор аренды.
Представитель Правительства Нижегородской области Г.О.Л. пояснила, что исходя из пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" законодатель предусмотрел возможность применения повышенной ставки арендной платы при нарушении сроков жилищного строительства.
Также представитель Правительства Нижегородской области пояснила, что согласно пункту 1 оспариваемого постановления при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, применяются ставки арендной платы, установленные постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 21.12.2004 года № 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году" с коэффициентом 2,470. Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода № 66 арендная плата по ставке "Строительство" является минимальной ставкой после ставок арендной платы для объектов социального характера, относится к льготной ставке, что позволяет арендаторам, осуществляющим строительство, снизить бремя затрат на время строительства. Однако такая льготная ставка без установления повышающего коэффициента порождает недобросовестное поведение застройщиков, поскольку позволяет пользоваться льготной ставкой неопределенной время. Учитывая большое количество арендаторов, которые, получая в аренду земельные участки под строительство объектов недвижимости своевременно не осуществляют строительство, администрация города Нижнего Новгорода постановлением от 21.12.2004 года № 66 и Правительство Нижегородской области оспариваемым постановлением обоснованно установило коэффициент "5" к размеру арендной платы в целях стимулирования строительства по аналогии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2009 года № 582. Данное правило позволяет поставить всех арендаторов в равное положение и исключить создание для отдельной категории хозяйствующих субъектов предпочтительных по сравнению с другими условий. При этом пятикратное увеличение арендной платы применяется ко всем арендаторам, которым был предоставлен земельный участок под строительство и которые не осуществили строительство в установленные сроки, независимо от территориально-экономической зоны, в которой расположен предоставленный в аренду земельный участок. Указанное правило позволяет соблюсти установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2009 года № 582 принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться. Таким образом, по мнению представителя Правительства Нижегородской области в оспариваемом постановлении Правительства Нижегородской области соблюдены общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности. Оспариваемая норма постановления Правительства Нижегородской области не представляет собой санкции за затягивание сроков строительства, а, напротив, ставит всех арендаторов в равное положение и исключает создание предпочтительных по сравнению с другими условий.
Кроме того, представитель Правительства Нижегородской области Г.О.Л. указала, что несостоятельным является довод заявителя о том, что новый собственник объекта незавершенного строительства без каких-либо правовых оснований должен нести бремя уплаты арендной ставки в повышенном размере, поскольку в случае продажи данного объекта к покупателю в силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации переходит тот же объем прав и условий, что был и у предыдущего собственника. Создание же иных условий (не применение пятикратного увеличения) для новых собственников объектов незавершенного строительства по сравнению с другими лицами, осуществляющими строительство и не перепродавшими объект незавершенного строительства для достройки другим лицам, нарушит установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2009 года № 582 принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Представитель пояснил, что заявитель ООО "Сд", получив земельный участок в аренду под строительство 09.12.2005 года и не осуществив строительство в установленный срок, создает себе на протяжении многих лет более выгодные условия по сравнению с другими добросовестными участниками гражданских правоотношений. Так, например, ставка "Строительство" для территориально-экономической зоны, в которой находится ранее арендуемый заявителем земельный участок, в 2005 году составила 12,77 руб. за кв. м, в то время как в случае введения в эксплуатацию торгово-складского комплекса (под строительство которого и был предоставлен участок), применялась бы ставка "Торговля Тип 1", которая бы составила уже 55,37 руб. за кв. м, что в 4,3 раза выше строительной ставки, при этом пятикратное увеличение арендной платы не превышает среднюю арифметическую кратность соотношения арендной ставки "Строительство" с другими ставками арендной платы по иным видам деятельности (за исключением социальных), которая равна 7.
Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Федотов С.В. в заключении предложил суду в удовлетворении заявления ООО "Сд" отказать. Указал, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области принято полномочным органом в рамках предоставленной законом компетенции. Постановление в оспариваемой части не противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16.08.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", на которые ссылается заявитель.
Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования заявления, заслушав явившихся в судебное заседание лиц и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда приходит к следующему.
Суд полагает, что данное дело подведомственно и подсудно Нижегородскому областному суду по следующим мотивам.
Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции определена статьей 22 ГПК Российской Федерации. Согласно пункту 3 части 1 статьи 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК Российской Федерации. Частью 3 статьи 22 ГПК Российской Федерации установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
По данному делу оспаривается нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере установления арендной платы за пользование земельными участками.
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Поскольку федеральный закон, относящий рассмотрение данной категории дел к подведомственности арбитражных судов, отсутствует, дело подведомственно суду общей юрисдикции.
Оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" является нормативным правовым актом, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, было опубликовано в печатном издании "Правовая среда" № 4(887) от 19.01.2008 года (приложение к газете "Нижегородские новости" № 10(3902) от 19.01.2008 года), поэтому рассмотрение дела на основании пункта 2 части 1 статьи 26 ГПК Российской Федерации подсудно Нижегородскому областному суду.
Суд также полагает, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области затрагивает интересы заявителя ООО "Сд". Предметом деятельности данной организации согласно Уставу является, в том числе строительная деятельность (л.д. 14). Из приложенного договора аренды земельного участка от 09.12.2005 года следует, что ООО "Сд" являлось арендатором земельного участка на территории города Нижнего Новгорода, в договор аренды внесено условие увеличении арендной платы в пять раз в случае нарушения сроков аренды земельного участка (л.д. 24 - 38).
Оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" исходя из преамбулы и содержания принято в целях упорядочения взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2002 года вступил в действие Земельный кодекс Российской Федерации, пунктом 7 статьи 1 которого установлен принцип платности использования земли, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата. В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что оспариваемое в части постановление принято полномочным органом - Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области не должно противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом первым постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" установлено, что при расчете арендной платы за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена, необходимо применять ставки арендной платы, установленные постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году", с коэффициентом 2,470 (абзац первый). Данным пунктом также установлено применение коэффициентов при расчете арендной платы в 2011 года и с 01 января 2014 года (абзацы второй - пятый), а также срок внесения арендной платы, порядок рассмотрения вопроса о продлении договора аренды.
Абзац седьмой пункта 1 оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области изложен в следующей редакции: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз. В целях настоящего постановления под сроком строительства понимается срок действия договора аренды земельного участка, предоставленного в целях строительства.".
Заявитель просит признать недействующим со дня принятия Постановления указанный абзац в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз.".
Судом установлено, что в сам абзац седьмой пункта 1 вносились изменения постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2009 года № 958, однако в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз." постановление Правительство Нижегородской области действует с момента его первоначального принятия.
Оспаривая постановление Правительства Нижегородской области в указанной части, заявитель ООО "Сд" указало на противоречие его положениям статей 4 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и принципу экономической обоснованности, установленному постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Оценив доводы представителя заявителя и представителей заинтересованного лица, суд не находит, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области противоречит какому-либо федеральному закону либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе и указанным в заявлении, и не нарушает законные права ООО "Сд".
Как указано выше и не оспаривается ООО "Сд" постановление Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" принято полномочным органом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 части 3 статьи 41 Устава Нижегородской области предусмотрено, что Правительство Нижегородской области управляет и распоряжается собственностью области в соответствии с законами области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, к полномочиям Правительства Нижегородской области отнесено установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, включая определение размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, на которых имеются незавершенные строительством объекты.
Суд считает, что исходя из предоставленных полномочий, Правительство Нижегородской области было вправе установить более высокий размер арендной платы в случае нарушения сроков использования земельного участка, предоставленного в аренду. Данный вывод согласуется с положениями абзаца четвертого пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают возможность установления арендной платы в повышенном размере, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости.
Суд не находит, что установление более высокого размера арендной платы в случае нарушения сроков использования земельного участка, предоставленного в аренду, приводит к нарушению Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлены основные понятия, используемые в законе. Оспариваемое заявителем положение не противоречит и не может противоречить основным понятиям, приведенным в указанной норме.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на который ссылается заявитель, предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются создание дискриминационных условий.
Суд не находит, что оспариваемое в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз." постановление Правительства Нижегородской области противоречит указанной норме Федерального закона и нарушает принцип запрета создание дискриминационных условий.
Оспариваемая норма устанавливает единые для определенной категории арендаторов (нарушителей сроков строительства) условия аренды земельных участков. Размер арендной платы одинаков для всех арендаторов, использующих земельные участки, расположенные на территории городского округа - город Нижний Новгород, находящихся в государственной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.
Правительство Нижегородской области не выступает в качестве хозяйствующего субъекта, не осуществляет экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Оценивая довод заявления о том, что установление повышающего коэффициента будет нарушать права добросовестных землепользователей, приобретших объект незавершенного строительства и ставших новыми арендаторами земельного участка, суд приходит к следующему.
Размер арендной платы за пользование земельным участком устанавливается договором аренды, заключаемым, в том числе и с новым арендатором.
В силу пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Вопрос о приобретении либо неприобретении объекта недвижимости с нарушенным сроком строительства относится к волеизъявлению такого лица.
Суд также принимает во внимание доводы представителя Правительства Нижегородской области о том, что первоначально аналогичное заявление ООО "Сд" было принято к производству Арбитражным судом Нижегородской области (производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью). Арбитражным судом Нижегородской области в определении от 15.04.2014 года Управлению Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области было предложено вступить в дело в качестве третьего лица при наличии соответствующих обстоятельств (л.д. 119). Согласно определению Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2014 года от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление об отсутствии обстоятельств для вступления в рассматриваемое дело антимонопольного органа (л.д. 122).
Суд также считает, что оспариваемое в части постановление Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно принципу экономической обоснованности, на что указывается в заявлении, поданном в суд.
При этом суд исходит из следующего.
Как пояснил в суде представитель Правительства Нижегородской области и следует из пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" применение данного постановления, в том числе коэффициента "5" к размеру арендной платы при превышении установленных сроков строительства предполагает в свою очередь применение постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году", которым установлены базовые ставки арендной платы за землю по видам деятельности и категориям арендаторов на 2005 год (приложение № 1) и дифференцированные ставки арендной платы за земельные участки на 2005 год по территориально-экономическим зонам (ТЭЗ) города Нижнего Новгорода (приложение 2).
Таким образом, при оценке соответствия оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, необходимо учитывать положения постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году".
Суд соглашается с доводами представителей Правительства Нижегородской области о том, что на момент принятия оспариваемого в части постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1, содержавшего положение о применении коэффициента "5" к размеру арендной платы при превышении установленных сроков строительства, само постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582, устанавливающее принципы определения арендной платы, еще не было принято, тем не менее, на данный момент в оспариваемой части постановление Правительства Нижегородской области также не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации.
Изучив базовые ставки арендной платы, установленные постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66 "О ставках арендной платы за земельные участки в городе Нижнем Новгороде в 2005 году", которые используются при расчете арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород, в том числе при применении повышающего коэффициента "5", суд приходи к выводу о том, что базовые ставки для направления деятельности "Строительство" - 17,26 руб. за 1 кв. м в год установлены заведомо ниже базовых ставок арендной платы по иным видам деятельности (кроме земельных участков под объектами социальной направленности). Так, например, базовая ставка арендной платы под зданиями туристических организаций составляет 154,73 руб. за 1 кв. м в год; объекты розничной торговли: магазины, универмаги и т.д. - 77,36 руб. за 1 кв. м в год, ларьки, торговые павильоны и т.д. - 232,09 руб. за 1 кв. м в год, объекты розничной торговли (рынки и т.д.) - 149,99 руб. за 1 кв. м в год, объекты оптовой торговли - 154,73 руб. за 1 кв. м в год; объекты общественного питания - 77,34 либо 154,73 руб. за 1 кв. м в год; объекты элитарного досуга - 154,73 руб. за 1 кв. м в год; финансово-кредитная деятельность - 193,4 руб. за 1 кв. м в год; юридические услуги - 193,4 руб. за 1 кв. м в год; платные автостоянки, автосервисы и т.д. - 162,31 руб. за 1 кв. м в год, АЗС - 486,93 руб. за 1 кв. м в год; административные здания, офисы, представительства - 77,36 руб. за 1 кв. м в год; прочие виды деятельности, не указанные в пунктах с 1 по 22 приложения № 1 - 77,36 руб. за 1 кв. м в год.
При таких обстоятельствах применение коэффициента "5" к размеру арендной платы для направления деятельности "Строительство" (базовая ставка 17,26 руб. за 1 кв. м в год) при превышении установленных сроков строительства не приводит к нарушению принципа экономической обоснованности. Применение коэффициента "5" к размеру арендной платы за пользование земельным участком для арендаторов, нарушающих условия договоров аренды, посредством экономического регулирования ограничивает возможности недобросовестных арендаторов пользоваться льготной базовой ставкой неопределенное время.
Согласно представленному в отзыве Правительства Нижегородской области расчету применительно к виду деятельности и месту осуществления строительства ООО "Сд" на период строительства оплату ООО "Сд" производил по ставке 12,77 руб. за 1 кв. м в год (место строительства - ХХХ район, вид деятельности - строительство (п. 5), территориально-экономическая зона - ПР-7, зона единой ставки - П-1 (таблица - приложение № 2 к постановлению администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66). Размер установленной арендной платы - 12,77 руб. за 1 кв. м в год подтверждается приложением № 3 к договору аренды земельного участка (л.д. 34).
В случае своевременного введения в эксплуатацию торгово-складского комплекса, под строительство которого ООО "Сд" был предоставлен в аренду земельный участок, применению подлежала бы ставка "Торговля Тип 1", которая составляла 55,37 руб. за кв. м и которая выше строительной ставки в 4,3 раза (таблица - приложение № 2 к постановлению администрации города Нижнего Новгорода от 21 декабря 2004 года № 66). То есть при нарушении срока строительства и неприменении коэффициента "5" недобросовестный застройщик оказывается в более экономически выгодном положении
При этом пятикратное увеличение арендной платы при превышении установленных сроков строительства применительно к ООО "Сд" не превышает среднюю арифметическую кратность соотношения арендной ставки "Строительство" (12.77 руб. за кв. м в год) с другими ставками арендной платы по иным видам деятельности (за исключением социальных), которая равна 7. (Расчет средней арифметической стоимости арендной платы (за исключением социальных видов деятельности): гостиничный бизнес (номер по порядку 9) - 63,51 руб. за кв. м; торговля (номер п/п 11): тип 1 - 55,37 руб., тип 2 - 166,08 руб., тип 3 - 128,57 руб., тип 4 - 110,7 руб.; общественное питание (номер п/п 12): тип 1 - 96,33 руб., тип 2 - 48,18 руб.; объекты элитарного досуга (номер п/п 13) - 134,76 руб.; финансы, кредит, страхование, рекламные услуги (номер п/п 14) - 126,24 руб.; юридические услуги (номер п/п 15) - 126, 24 руб.; платные автостоянки, автосервисы и др. (номер п/п 16 тип 1) - 140,57 руб.; управление (номер п/п 21) - 55, 37 руб.; материально-техническое снабжение (номер п/п 22): тип 1 - 14,27 руб., тип 2 - 25,20 руб.; прочие виды деятельности (номер п/п 23) - 56, 61 руб. То есть 1348 руб. : 15 = 90 руб. - средняя арифметическая стоимость арендной платы (за исключением социальных); 90 руб. : 12,77 руб. = 7 - кратность других ставок арендной платы к строительной ставке).
Таким образом, применение коэффициента "5" к размеру арендной платы при превышении установленных сроков строительства не нарушает принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", и не нарушает права ООО "Сд".
Кроме того, применение повышающего коэффициента "5" к размеру арендной платы при превышении установленных сроков строительства предусмотрено и Методикой расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственной собственности на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02.06.2006 года № 186 (действие Методики в настоящее время приостановлено на территории городского округа город Нижний Новгород до утверждения в установленном порядке размеров коэффициентов дифференциации по видам деятельности арендатора внутри одного вида функционального использования земельного участка).
При рассмотрении заявлений в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса суд должен проверить противоречит или нет оспариваемое заявителем положение федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают или нет положения оспариваемого акта или его части права и свободы заявителя.
Суд полагает, что пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и свободы заявителя и признанию недействующим с 16 июля 2009 года не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа заявителю ООО "Сд" в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 198, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления ООО "Сд" о признании пункта 1 постановления Правительства Нижегородской области от 09 января 2008 года № 1 "О порядке расчета арендной платы за земельные участки на территории городского округа - город Нижний Новгород и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Нижегородской области" в части слов: "При превышении установленных сроков строительства размер арендной платы увеличивается в 5 (пять) раз" недействующим с 16 июля 2009 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья
М.А.КРУЧИНИН


------------------------------------------------------------------