Решение Нижегородского УФАС России от 13.05.2014 по делу N 349-ФАС52-10/14 <О нарушении администрацией муниципального района законодательства о защите конкуренции, а именно о нарушении порядка организации торгов по продаже земельных участков>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. по делу № 349-ФАС52-10/14
Резолютивная часть решения оглашена: 29 апреля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено: 13 мая 2014 г.
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С.
-
заместитель руководителя Управления;
Члены Комиссии:
К.
-
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;
С.
-
специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти,
рассмотрев дело № 349-ФАС52-10/14 в отношении администрации <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей ответчика:
- К. - глава администрации <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области (удостоверение № 02);
- У. - глава местного самоуправления <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области (удостоверение № 01);
УСТАНОВИЛА:
В Нижегородское УФАС России поступило заявление от Прокуратуры Володарского района (вх. № <...> от 03.03.14) направленное по итогам проверки проведенной по обращению М. о нарушении антимонопольного законодательства администрацией <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области (далее - администрация <...> сельсовета).
По результатам проверки представленных документов выявлено следующее.
Администрацией <...> сельсовета издано распоряжение от 30.05.2013 г. № 220, согласно которому на продажу выставлены четыре земельных участка.
Согласно вышеуказанному распоряжению, утвержден текст извещения о проведении торгов, являющийся приложением к распоряжению.
Согласно извещению торги проведены в форме аукциона открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене.
Торги по продаже земельных участков проведены в соответствии со статьями 30 и 38 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. № 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (далее - Постановление № 808).
Согласно информационному сообщению наряду с иными земельными участками разрешенное использование которых установлено "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", под лотом № 12 выставлен земельный участок разрешенное использование которого определено "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, процедуру торгов по продаже земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а с разрешенным видом использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", необходимо проводить в порядке определенном статьей 38.1 ЗК РФ, с обязательным размещением извещения о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию предусмотренную частью 10 статьи 38.1 ЗК РФ.
Однако процедура продажи земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а проведена без соблюдения требований предусмотренных для организации торгов в отношении земельных участков предназначенных для жилищного строительства.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Извещение о проведении торгов по продаже земельных участков с различными видами разрешенного использования, предполагающие различный порядок организации и проведения торгов в отношении каждого из видов разрешенного использования, утверждено распоряжением администрации <...> Сельсовета от 30.05.2013 г. № 220.
Таким образом, в действиях администрации <...> сельсовета по изданию распоряжения от 30.05.2013 г. № 220 о порядке проведения торгов по продаже земельного участка без соблюдения процедуры предусмотренной для торгов в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела по существу состоялось 29 апреля 2014 года.
Согласно пояснениям администрации <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области (вх. № <...> от 29.04.2014 г.), выставленный на торги земельный участок образован в результате деления земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью около 50 га. На данном земельном участке расположена жилая и административно-деловая часть п. <...>.
Указанный земельный участок передан Министерством обороны РФ в составе шести земельных участков в собственность <...> сельсовета на основании Приказа Министерства обороны РФ от 12.04.2012 г. № 938. Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 20.12.2012 г. № 2841-р данный участок включен в границы п. <...>. Ему была присвоена категория "земли населенных пунктов" с видом использования "для размещения многоэтажных жилых домов".
Перевод данного земельного участка из разрешенного использования "для размещения объектов торговли и бытового назначения" до проведения торгов не проводился, так как администрация полагала, что существующий вид разрешенного использования земельного участка не предполагает его использование исключительно для жилищного строительства и не препятствует его использованию для строительства объектов торговли.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, их взаимную связь, достаточность для принятия решения, комиссия приходит к следующим выводам.
Администрацией <...> сельсовета издано распоряжение от 30.05.2013 г. № 220 согласно которому на продажу выставлены четыре земельных участка:
- лот № 12. Земельный участок, площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а. Категория земель - "земли населенных пунктов". Разрешенное использование - "для размещения домов многоэтажной жилой застройки";
- лот № 13. Земельный участок, площадью 105 кв. м, с к.н. <...>, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 4. Категория земель - "земли населенных пунктов". Разрешенное использование - "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания";
- лот № 14. Земельный участок, площадью 128 кв. м, с к.н. <...>, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 10. Категория земель "земли населенных пунктов". Разрешенное использование - "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания";
- лот № 15. Земельный участок площадью 596 кв. м, с к.н. <...>, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 31. Категория земель - "земли населенных пунктов". Разрешенное использование - "для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Согласно вышеуказанному распоряжению утвержден текст извещения о проведении торгов, являющийся приложением к распоряжению.
Согласно извещению торги проведены в форме аукциона открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений о цене.
Торги по продаже земельных участков проведены в соответствии со статьями 30 и 38 ЗК РФ, Постановлением № 808.
Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ.
Статья 38 ЗК РФ предусматривает, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ.
Согласно информационному сообщению под лотом № 12 выставлен земельный участок разрешенное использование которого определено "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Довод ответчика о том, что вид использования земельного участка "для размещения домов многоэтажной жилой застройки" не предполагает его использование исключительно для жилищного строительства и не препятствует его использованию для строительства объекта торговли не обоснован ввиду следующего.
Спорный земельный участок относится к категориям земель "земли населенных пунктов". Согласно статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Правила землепользования и застройки <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области на момент организации и проведения торгов (09.07.2013 г.) по продаже в частности спорного земельного участка не были утверждены (утверждены только 27.03.2014 г. Решением сельского Совета муниципального образования <...> сельсовет Володарского района Нижегородской области № 216).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, процедуру торгов по продаже земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки" необходимо проводить в порядке определенном статьей 38.1 ЗК РФ.
Так статьей 38.1 ЗК РФ предусмотрено, что аукцион по продаже земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является открытым по составу участников и по форме подачи заявок.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 таким сайтом является сайт torgi.gov.ru), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Извещение о проведении аукциона должно содержать информацию предусмотренную частью 10 статьи 38.1 ЗК РФ.
Однако процедура продажи земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а проведена без соблюдения требований предусмотренных для организации торгов в отношении земельных участков предназначенных для жилищного строительства.
Таким образом, несоблюдение процедуры проведения торгов в отношении земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а, а именно неопубликование информации о проведении торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", являющееся должным информационным обеспечением, в частности могло ограничить круг потенциальных приобретателей земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции
Извещение о проведении торгов по продаже земельных участков с различными видами разрешенного использования, предполагающие различный порядок организации и проведения торгов в отношении каждого из видов разрешенного использования, утверждено распоряжением администрации <...> Сельсовета от 30.05.2013 г. № 220.
Таким образом, действия администрации <...> сельсовета по изданию распоряжения от 30.05.2013 г. № 220 и по проведению торгов по продаже земельного участка без соблюдения процедуры, предусмотренной для торгов в отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки", являются нарушением части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Однако согласно документам, представленным в материалы дела, на участие в спорных торгах было подано три заявки. В результате проведения торгов победителем признано закрытое акционерное общество "И5 Н" как предложившее наибольшую сумму выкупа земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенного по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а в размере 6200000 руб.
С победителем торгов заключен договор купли-продажи земельного участка № <...> от 10.07.2013 г.
Кроме того, в материалах дела имеется протокол публичных слушаний № <...> от 26.07.2013 г. согласно которому жителями п. <...> выражено одобрение на изменение вида разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки" земельного участка площадью 3246 кв. м, с к.н. <...>, расположенный по адресу: Нижегородская обл., Володарский район, п. <...>, участок № 1а на вид разрешенного использования - "для размещения объектов торговли и бытового обслуживания".
На основании вышеуказанного протокола публичных слушаний администрацией <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области издано распоряжение от 26.07.2013 г. № 326, согласно которому изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать администрации Краснобаковского муниципального района Нижегородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
С.
Члены Комиссии:
К.
С.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу № 349-ФАС52-10/14
Комиссия Нижегородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С.
-
заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
К.
-
заместитель начальника отдела контроля органов государственной власти;
С.
-
специалист - эксперт отдела контроля органов государственной власти,
руководствуясь статьей 23, частями 1, 5 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) на основании своего Решения от 29 апреля 2014 года по делу № 349-ФАС52-10/14 о нарушении администрацией <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области (ул. <...>, п. <...>, Володарский район, Нижегородская область, <...>) части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Администрации <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции выразившееся в нарушении порядка проведения торгов, а именно: в срок до 29 мая 2014 года провести разъяснительную работу среди должностных лиц администрации <...> сельсовета Володарского района Нижегородской области по порядку проведения торгов в отношении земельных участков предназначенных для жилищного строительства в соответствии с земельным законодательством.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии
С.
Члены Комиссии
К.
С.
------------------------------------------------------------------